Особенности лекционной формы обучения

Лекция как основа самостоятельной учебной работы

Лекционная форма обучения в вузе, в отличие от средней школы является главной. Именно лекция должна дать студенту путеводную нить, помочь ему не захлебнуться в потоке информации, обрести ориентиры, отобрать необходимое и полезное. Вузовская лекция не только дает глубокие и разносторонние знания, но и максимально способствует воспитанию и развитию студента, формирует глубокую идейную убежденность, развивает творческие способности.

При недостаточно глубоком понимании особенностей лекционной формы обучения нередко возникает представление о полной взаимозаменяемости лекций и учебных пособий. Между тем лекция никак не сводима лишь с одной из ее функций - информативной. Прежде всего, это очень эффективная форма живого, непосредственного контакта сознания, воли, чувств, убежденности - всего богатства личности педагога с внутренним миром студента. Более знающий, вооруженный опытом и научным методом, творчески мыслящий, а значит, нужный и интересный для молодежи человек ведет ее в мир знания, приобщает к "тайнам" научного мышления, вводит в лабораторию современного научного творчества.

В век научно-технической революции и информационного взрыва, острых идеологических схваток, преобразовании общественных отношений и общественного сознания становятся все более ценными такие качества лекции, как оперативность, возможность концентрации в ней новейшей информации, дифференцирования ее по отношению к различной аудитории.

Как правило, выделяют пять основных функций вузовской лекции:

1) информативную

2) ориентирующую

3) стимулирующую

4) методологическую

5) развивающую и воспитывающую.

Информативная функция лекции проявляется в изложении научных фактов, доказательств и выводов.

Выделение в материале основного, пробуждение у студентов внимания, интереса к поиску, экспериментированию, самостоятельной работе суть ориентирующая и стимулирующая функции вузовской лекции.

Анализируя научные теории, лектор раскрывает методы исследования, то есть, осуществляет методологическую функцию лекционного преподавания.

Развивающая и воспитывающая функции заключаются, прежде всего, в пробуждении эмоционально-оценочного отношения у аудитории к изучаемому предмету, формирования у будущего специалиста диалектического мышления, в разностороннем развитии личности, ее общих и специальных способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: