Как работать с детьми

(Методические рекомендации

для тренеров, учителей шахмат).

Не пытайтесь сразу же вдалбливать ребенку элементарные шахматные истины: слон ходит так, конь так, ферзь и король иначе, а постарайтесь донести свою мысль на простых примерах. Нужно быть немного педагогами и психологами. Без этого никак. Можно начать с рассказов о том, что жил некогда король, указывая на короля, и было у него войско, кони, слоны, пехота и так далее. Увлеките ребенка. Сделайте так, чтоб у ребенка зажглись глаза. И только тогда, когда вы почувствуете, что всецело увлекли ребенка, он будет всецело ваш, а никак не иначе. Пока вы не сможете проявить интерес ребенка к шахматам, все ваши лекции, школы, уроки будут упираться в стену необходимости занятий, но не желании заниматься и отношении к игре будет спустя рукава. Так, к сожалению, от нашего же незнания мы теряем многих детей, которые могли стать кем-то, в перспективе. Смогли донести до ребенка свою мысль, привить любовь к шахматам, прекрасно, полдела сделано. Что же вбирает в себя оставшаяся половина? Это знания. Знания, которые вы должны вложить в детей. Откуда они могут получить эти знания? Из ваших занятий и из книг. Неужели этого достаточно, чтоб тренер смогли подготовить, не скажу хорошего, но, хотя бы шахматиста уровня 1 разряда или кмс? Возможно, при одаренности ребенка и этого будет достаточно, но в большинстве своем 100%-ная подготовка включает в себя еще одну немаловажную деталь, без которой нам не обойтись. Это самостоятельная работа. Вы должны привить ребенку этот элемент обучения. Ребенок должен научиться заниматься дома самостоятельно. Как это сделать? Есть очень простое средство – домашние задания. После каждого урока давайте на дом домашнюю работу и заведите журнал. Ребенок должен чувствовать ответственность. Не сделал работу, извольте получить два. Сделал плохо. Тройка. Недоработал, недосмотрел один из вариантов. Хор. Сделал все более - менее идеально – Прекрасно. Всегда поощряйте ребенка за хорошую работу. Это придает ему значимость, и осознание того, что он чего-то добился. С другой стороны, никогда не ругайте того кто плохо сделал работу, выясните для себя в чем причина, что послужило толчком или импульсом к тому, что ребенок не справился с работой. Не спрашивайте прямо. Не кричите. Не ругайте. Любое давление вызывание антиреакцию. Пожурите его с улыбкой, ну давай рассказывай, что там у тебя не получилось, в такие моменты постройте отношения в формате не тренер-ученик, а друг. Приблизьте его к себе. Дайте ему понять, что в вас он всегда найдет поддержку. Но всегда, перед тем как расстаться напоминайте, чтоб все сделали домашнюю работу. Это у них должно отложиться как само собой разумеющееся. Не забудьте использовать такой важный рычаг в системе подготовки ребенка как близкое окружение. Это или родители или дяди или же дедушки. Те, кто играют в шахматы. Пусть всегда по возможности играют с ребенком. Пусть помогают, если у него есть вопросы. Никогда нельзя отнекиваться. Так вы отдаляетесь от него. Приучите ребенка писать лекции, которые вы читаете (что должно быть обязательным). Слова теряют смысл, если сказанное трудно воспроизвести. Не зря говорят: - даже самый плохой карандаш лучше самой хорошей памяти. Записав лекцию, ребенок сможет восполнить те недостающие пробелы, прочтя ее повторно. Стремитесь разбивать свои занятия на две части: практическую, и теоретическую. Вначале дается теоретическая часть, дается где-то в течение недели, двух, трех, в зависимости от сложности материала. Далее, в течение нескольких недель, для закрепления этого материала, идет уже практическая часть.

То есть, все, что вы до сих пор изучали, проверяется затем на практике до тех пор, пока техника разыгрывания подобных позиций не будет отточенной. Ребенок должен играть это, как за белых, так и за черных, чтобы глубже вникнуть в то, что вы пытались донести до всех детей, занимающихся в единой группе. Кстати о группе – количество детей, желательно от 5 до 10, при условии, что эти дети вне зависимости от возраста играют примерно в одну силу. Старайтесь если по-другому не получается сделать 2 группы. В противном случае, более сильный ребенок, будет «минусовать», ибо занимаясь с заведомо более слабыми детьми, он автоматически опустится до их уровня. Подытожив, суммируя все вышесказанное, вот что мы получаем:

1) Необходимо привить любовь к шахматам. Начните общение с начинающими детьми в игровой форме. С теми, кто уже имеет какие либо познания в шахматах можно работать в стандартном ритме.

2) Дайте ребенку знания. Через свою работу, через книги, через компьютер, неважно через что и как – дайте знания. Без подпитки мозгов одно желание может

повернуть ….лишь себя вокруг своей оси.

3) Приучите ребенка к самостоятельности. Донесите до него, что он должен делать всегда дома домашнее задание. Возможно имеет смысл завести журнал и ставить оценки по мере того справляется ребенок с работой дома или нет.

4) Никогда не давите на ребенка. Не кричите. Не ругайте. Ребенок это еще не сформировавшаяся личность, причем очень ранимая. Тем самым всего раз, оказав на него давление, вы можете убить в нем желание.

5) Выработайте в классах, школах, на занятиях дисциплину. Донесите до ребенка, что занятия шахматами это не балаган. Получать наслаждение, играя в удовольствие это одно, мешать заниматься другим это совсем другое.

6) Обязательно задействуйте близкое окружение ребенка (родителей, дядей, дедушек). Это тот микромир, который всегда благотворно влияет как на самостоятельную работу ребенка дома, так и на желании заниматься шахматами.

7) Постройте свои занятия на системе. Не так, что сегодня идем с одного конца, завтра - с другого, послезавтра – с третьего. Выработайте систему подготовки и проведения занятий. У вас должна быть четко построенная линия обучения на год, на 1,5 года, два года и т.д. Всегда совмещайте практические занятия с теоретическими. Вначале теория потом практика. Сперва доносите свою мысль до ребенка, потом даете им возможность апробировать полученные знания на практике. В играх между собой. Причем желательно дать им поиграть как за оба цвета: как за белых, так за черных.

8) Ну и то, что по идее является аксиомой, должно быть разграничение детей, не по возрасту, а по силе, и, уровню игры в шахматы. Никогда не набирайте в одну группу детей разного уровня. Тем самым, вы более сильного ребенка лишаете роста.

Ясно дело, что в этой теме мы не охватили и малой доли того, о чем задумывали вам рассказать. Но, мы надеемся, в дальнейшем, дополнив эту тему новыми сюжетами, мы раскроем вам многочисленные секреты тренерской работы, как из своего личного опыта, так и на примерах ведущих тренеров прошлого и настоящего. Большая часть нашего материала будет касаться психологического аспекта работы тренера и ребенка и их личностных взаимоотношений. Мы не собираемся никого учить тому, как работать с детьми, мы лишь хотим показать на многочисленных примерах, наши с вами возможности. До встречи!

С уважением Руслан Мусалов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: