Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля «Эмпирические и неэмпирические методы в клинической психологии»

Освоение обучающимся модуля «Эмпирические и неэмпирические методы в клинической психологии» способствует становлению:

¾ способности и готовности к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

¾ способности и готовности к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности (ОК-4);

¾ способности и готовности к овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-6);

¾ способности и готовности к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений (ОК-12);

¾ готовности к активной коммуникации и информационно - аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК-1);

¾ готовности инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2);

¾ способности разрабатывать дизайн психологического исследования: формулированию проблемы и гипотезы, генерированию теоретического контекста конкретных исследований, определению параметров и ресурсов для психологических исследований, описанию методологии психологических исследований, планированию и проведению исследования (ПК-3);

¾ способности к выявлению и анализу информации, необходимой для определения целей психологического вмешательства, самостоятельной или в кооперации с коллегами разработке программ вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик (ПК-10);

¾ готовности к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК- 27);

¾ готовности к выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК- 28);

¾ способности к созданию психодиагностических, психотерапевтических, консультационных и коррекционных технологий, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математическо- статистических методов (ПК- 29).

¾ готовности к овладению фундаментальными теоретико-методологическими концепциями развития личности, психопатологии и психологического консультирования (сост. ПСК-1.2);

¾ готовности к овладению общими и специфическими целями и методами основных направлений классических и современных теорий психологического консультирования (сост. ПСК-1.3);

¾ готовности к самостоятельной постановке практических и исследовательских задач и разработке дизайна исследования в любом из направлений специализации клинической психологии (предпосылка ПСК-1.6; ПСК-2.5, ПСК-3.5, ПСК-4.5, ПСК-4.7, ПСК-5.7, ПСК-5.10, ПСК-6.1);

¾ способности и готовности к овладению знаниями о теоретических моделях и методах клинико-психологического вмешательства в широком поле специальностей клинической психологии (предпосылка ПСК-1.9; ПСК-2.9; ПСК-6.2);

¾ готовности к овладению основами нейропсихологического синдромного анализа нарушений высших психических функций, основами и принципами патопсихологического синдромного анализа нарушений психической деятельности, диагностическими методами и процедурами для оценки сохранных и нарушенных звеньев в её структуре, современными представлениями и теориями о феноменах, закономерностях нормального и аномального развития в детском и юношеском возрасте к освоению методологии синдромного анализа структуры аномалии развития; знаний об основных видах расстройств психического, психосоматического здоровья и нарушений здорового образа жизни, методов диагностики, профилактики и коррекции состояний социальной дезадаптации (предпосылка ПСК-2.3, ПСК-3.1, ПСК-3.8, ПСК-4.1, ПСК-5.2, ПСК-6.6 и др.);

¾ готовности к междисциплинарному сотрудничеству со специалистами других профессий в поле осуществления научно-исследовательской, проектно-инновационной и практической деятельности (уст. сост. ПСК-2.10, ПСК-3.12, ПСК-4.11, ПСК-5.12).

По итогам освоения курса«Эмпирические и неэмпирические методы в клинической психологии» обучающийся должен уверенно демонстрировать

а) развёрнутые и дифференцированные знания и представления:

¾ о правовых, экологических и этических аспектах исследовательской составляющей профессиональной деятельности клинического психолога;

¾ базовых направлениях и методах исследования и их ограничениях в приложении к соответствующей области специализации клинической психологии;

¾ о разрешающих возможностях в разработке и реализации дизайна исследования в поле клинической психологии базовых клинических методов: наблюдения и интервью;

¾ специфике эмпирического и экспериментального исследования в продольном (лонгитюдном) и поеретечном временных срезах.;

б) умение

¾ использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования;

¾ самостоятельно формулировать практические и исследовательские задачи в приложении к избранному направлению специализации;

¾ реализовать базовый алгоритм организационного анализа условий профессиональной деятельности с целью определения границ корректного использования эмпирических и экспериментальных методов в направлении специализации, избранном обучающимся;

¾ аргументированно выдвигать гипотезу подлежащую эмпирической или экспериментальной проверке в поле практической или исследовательской деятельности в направлении специализации, избранном обучающимся;

¾ обоснованно распределять удельный вес эмпирических и экспериментальных подходов в разработке исследовательского проекта в избранном обучающимся направлении специализации;

¾ посредством логико-теоретического анализа выделять параметры и переменные, подлежащие контролю в контексте реализации эмпирического или экспериментального подхода в клинико-психологическом ислдеовании;

¾ формулировать предмет экспериментального и эмпирического исследования в области, соответствующем выбранном обучающимся направлении специализации;

в) владение:

¾ представлениями о распределении задач эмпирического и экспериментального регистра в разработке дизайна исследования в избранном обучающимся направлении специализации.;

¾ представлениями о разрешающих возможностях количественного и качественного подхода в системной оценке эмпирических и экспериментальных данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: