Понятие «детский коллектив»

Коллектив как объект и субъект воспитания

Воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив являлось основополагающим по­ложением советской теории воспитания. В настоящее время, когда не только провозглашается, но и делается попытка реали­зации идей личностно ориентированной педагогики, многие или перестали говорить о проблемах формирования детского коллектива, или всячески пытаются завуалировать эту пробле­му, используя термины: общность, группа, ассоциация, коопе­рация и т. п. Но и сейчас коллективное воспитание – одно из общих направлений воспитательной работы с детскими группа­ми (как бы их ни называли). За рубежом идея совместной жиз­недеятельности детей всегда являлась и является актуальной, но там не используется понятие «коллектив» и акцент делается на социально-психологические аспекты внутригрупповых от­ношений. В советское время основное внимание уделялось идейно-политическому воздействию коллектива на личность, его корректирующе-контролирующей функции. Человек – су­щество социальное и, начиная с малых лет, он должен жить сов­местно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении и взаимодействии, как бы оно ни называлось.

В то же время задолго до советского времени была осознана воспитательная значимость коллективного, группового взаи­модействия. В XVIII в. идею совместной коллективной жизни реализовывал в детских приютах И.Г. Песталоцци. Немецкий педагог В.А. Лай уделял большое внимание вопросу о школь­ных общинах, в которых совместная практическая деятель­ность воспитанников способствует их социализации. Указания на особый характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в групповом общении, можно обнаружить в рус­ской педагогической литературе второй половины XIX в. Отече­ственные педагоги П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский стремились поддерживать среди детей ат­мосферу товарищества и взаимопомощи и видели в стихийно складывающихся детских сообществах возможный источник новых отношений, способствующих развитию и воспитанию де­тей. Они использовали такие понятия, как «детская масса», «детская общность», «корпоративный дух школы».

На практике теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в педагогическом опыте школ-ком­мун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил СТ. Шацкий. Он на практике доказал возможность эффективной организации школьного коллектива.

Значительный вклад в разработку этой проблемы внес А.С. Макаренко. Прежде всего, была принципиально по-ново­му осмыслена роль коллектива в воспитании детей, который превратился в субъект воспитательного воздействия, влияю­щий на каждого члена коллектива. По мнению А.С. Макарен­ко, педагог только на первых порах является полноправным организатором детского коллектива. По мере развития его воспитательных функций, создания органов самоуправления и формирования коллективистских отношений он все больше уходит на задний план. Эти идеи были развиты в педагогиче­ской деятельности В.А. Сухомлинского.

Что дает коллектив личности?

o Удовлетворяет потребности личности в общении и само­утверждении;

o является сферой ее жизнедеятельности (человек посто­янно находится в каких-то объединениях, вступая в раз­нообразное взаимодействие и взаимоотношения с други­ми людьми);

o богатый эмоциональный опыт;

o поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в последующей жизни человека;

o через общение и взаимодействие с другими создает усло­вия для познания себя, свои достоинства и проблемы;

o предоставляет возможность проявить свою индивиду­альность, самовыразиться, избрав то, что интересно, со­ответствует силам и способностям.

Так что же такое коллектив?

«Коллектив (от лат. collectives — собирательный) рас­сматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения» (Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 450)

Коллектив – группа людей высокого уровня развития, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли, выражаемой руко­водством коллектива (Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 334).

Есть и такое определение коллекти­ва – группа высокого уровня развития, где межличностные отноше­ния опосредованы ценным и личностно значимым содержанием просоциальной деятельности. Детский коллектив – детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, дея­тельности и общения, способствующая формированию лично­сти и развитию индивидуальности каждого его члена (Там же).

Гуманистическая интерпретация кол­лектива предполагает наличие опре­деленных признаков, которые и по­зволяют сделать именно коллектив «инструментом при­косновения к личности» (А.С. Макаренко). Наращивание этих признаков и есть главный предмет заботы классного руководителя по созданию и развитию ученического кол­лектива.

К числу признаков коллектива относятся:

1) сознательный характер объединения людей;

2) единство общих и личных целей членов коллектива;

3) относительная устойчивость и длительность функциони­рования;

4) четкая организационная структура внешних и внутрен­них связей и взаимоотношений;

5) наличие органов координации деятельности (органов са­моуправления);

6) общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации (ценностно-ориентационное единство);

7) интеллектуально-моральная атмосфера и благоприят­ный климат;

8) защищенность каждого члена коллектива и чувство эмо­ционального комфорта;

9) сплоченность;

10) коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы;

11) межличностные отношения являются коллективист­скими, т. е. определяются через отношение к общему делу.

Остановимся на характеристике некоторых признаков коллектива.

1. Общественно значимая цель. Коллективы по своему це­левому назначению разнообразны: трудовые, ученичес­кие, досуговые, политические, свободного общения и т.д. Школьный класс – коллектив особого рода: он из­начально создан по формальному признаку (детям ис­полнилось семь лет – родители привели в школу, жи­вут в одном микрорайоне, или родителей привлек про­филь класса или школы, или захотелось отдать ребенка в 1-ый класс к популярному учителю...). Целенаправ­ленность воспитательного процесса ставит перед класс­ным руководителем цель и определение стратегических и тактических задач воспитания. И не только перед со­бой, но и довести их до сознания своих воспитанников. Кроме того, эту цель и задачи грамотно расположить в логике перспектив для учащихся: близких, средних, дальних. Например, вновь назначенный классный ру­ководитель 9-го класса, профиль которого – туристско-экскурсионный, обрисовывая далекую перспекти­ву – цель (на три последние года в школе), говорит учащимся о том, что, оканчивая школу, они получат к аттестату зрелости удостоверение на право руковод­ства туристскими группами (некоторые из них даже будут водить группы в походы 3-й категории сложнос­ти по Крыму, Кавказу, Алтаю), а также удо­стоверение экскурсовода с правом проведения экскур­сий по Москве и Золотому кольцу. «Ко всему этому вы будете готовы...» И о том, что это может быть вто­рой профессией. И о том, что это прекрасное хобби. И о том, что это прекрасно развивает все стороны лич­ности.

Как средняя перспектива может выступать запланиро­ванный на весенние каникулы поход по партизанским тропам горного Крыма. И как серия ближайших перс­пектив: автобусная экскурсия по Москве (тематика са­мая разнообразная), музеи, театры, встречи с инте­ресными людьми, совместная работа по зарабатыва­нию денег на поездки, «Огоньки» и вечера...

2. Общественно значимая деятельность. Межличностное общение детей и начинается, и развивается, и суще­ствует как фактор развития только в разнообразных видах деятельности, так как именно в деятельности формируется отношение детей к окружающему миру. Значит, классный руководитель, желая как можно ско­рее создать коллектив, должен насытить жизнь детей разнообразными делами: 1 сентября – классный час «Науки сокращают опыт быстротекущей жизни», по­священный Дню знаний; поход по Подмосковью; класс­ный «Огонек» под названием «Будем знакомы, знако­мые и незнакомцы»; поездка в Константинов и чтение любимых стихов С.Есенина; субботник по оборудова­нию и оформлению своего класса, посещение театра и художественной выставки; конкурс рефератов, по­священных 850-летию Москвы (или другого города)... Это позволит быст­рее узнать детей, перезнакомить их, включить в дело­вые и интимно-личностные отношения. Единственное условие: любая деятельность должна быть, во-первых, общественно полезной и значимой и, во-вторых, при­носить личностное удовлетворение каждому ее участ­нику.

3. Отношения ответственной зависимости. А.С. Макарен­ко называл их еще отношениями «взаимной ответствен­ности и взаимного подчинения». Имеется в виду фор­мальная и неформальная структура коллектива. Это актив и органы самоуправления; это система поручений и обязанностей (каждому члену класса поручение по душе, в русле его интересов и способностей). При этом важно соблюдение еще двух условий: научение испол­нению поручения (алгоритм, инструктаж, пример взрос­лого и т.п.) и контроль (с целью доведения до конца начатого дела). Тогда только система поручений (по­стоянных и временных) позволит создать в коллективе условия для самоактуализации каждого его члена – и взрослого, и школьника.

4. В коллективе реализуется идея свободы личности, ее рас­кованности и в то же время защищенности каждого чле­на коллектива. Ю.П. Азаров пишет: «Суть в том, чтобы дети и воспитатели ставили на первое место ту свобо­ду и ту раскованность, которые освобождают челове­ка духовно, которые создают предпосылки для рожде­ния страстной увлеченности серьезным делом» (Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1979. С. 88-92). В современной школе свобода и раскованность непремен­но должны быть связаны с гарантией развития всех, рассматриваться как свобода деятельности, как свобода духовно обогащающего общения против различных форм разобщенности и дегуманизации отношений в среде взрослых и детей.

Поэтому раскованность должна быть связана с защи­щенностью: «каждый уверовал в то, что его не оби­дят, выслушают, вникнут в душевное состояние, по­могут, подскажут, потребуют должного поведения, если человек оступился»… «Диалектика защищеннос­ти предполагает и воспитанную способность защищать не только себя, но и тех, с кем он живет и общается: мать, отца, близких товарищей… чтобы школьник не чувствовал себя в привилегированном положении в сравнении с другими, чтобы защищенность его не складывалась за счет незащищенности других».

5. Единая для всех система требований. Во всех сферах жизни и деятельности коллектива: в четкости орга­низации каждого вида деятельности, в исполнении поручений всеми и каждым, в уважительном отно­шении ко всем, в наивысшей требовательности к себе, в соблюдении порядка, дисциплины, в неукоснитель­ном исполнении норм нравственного поведения и т.д. При этом система требований в коллективе должна быть инструментована тонко и изящно. Она может быть выражена во множестве вариаций требования: требование-приказ, требование-совет, требование-на­мек, требование-удивление, требование-рекоменда­ция, требование-побуждение, требование-просьба и т.д. Это убережет педагога от авторитаризма требова­ний, которые способны подавить, нивелировать лич­ность, позволить развиться конформизму, провоци­ровать нонконформизм. Уместно вспомнить макаренковское «как можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к нему». В коллективах высокого уровня развития – высок уровень требова­ний: непозволительность пустого времяпрепровожде­ния, нельзя не развиваться, требования чуткого от­ношения друг к другу, понимание состояния товари­ща с полувзгляда и т.п.

6. Традиции в коллективе возникают постепенно, по мере накопления совместного опыта деятельности и обще­ния. Вот в классе прошло увлекательное дело, всем по­нравилось, все испытали радость общения… И за этим, как правило, следует ребячье: «А давайте еще». И тог­да педагог, желая закрепить традицию, проводит на таком же высоком уровне подготовленности серию подобных дел, которые становятся традиционными: их дети ждут, к ним готовятся, их воспитательная эффек­тивность – максимально высока. Традиционными мо­гут стать праздники рождения школы, класса, отряда; вечера встречи с выпускниками; туристические слеты и «огоньки»; посвящение в туристы (краеведы, искус­ствоведы, театралы, конструкторы и изобретатели…); круглые столы – с различной тематикой; большие ро­левые игры; пресс-конференции; дискотеки или балы, посвященные временам года и другие формы воспи­тательной работы.

Традиционно в хороших коллективах закрепляются и нормы отношений: «Живи для улыбки друга», «Каждо­му – дело по душе», «Трудную и неблагодарную ра­боту выполняет лучший», «Если беда – все на по­мощь», «Все дела – творчески, иначе – зачем» и др. Обогащение коллективной жизни традиционными де­лами и нормами эмоционально-положительных отно­шений – один из путей сплочения и развития учени­ческого коллектива. Причем эти две формы традиций в реальной практике воспитания практически всегда выступают в единстве. Например, мажорный стиль и тон «в коллективе, - писал А.С. Макаренко, - дол­жен иметь очень спокойный и крепкий вид… вид по­стоянной бодрости, готовности к действию… к спо­койному, энергичному, но в то же время и эконом­ному движению».

7. Связь с другими коллективами – общешкольным, пе­дагогическим, подшефным, с коллективами трудовы­ми, других учебных заведений (школ, вузов, детских домов и т.д.). При этом должны быть две линии взаи­модействия: одна, согласно которой ученический кол­лектив «берет» для себя что-то (спонсорскую матери­альную помощь, опыт деятельности, навыки взаимоотношений, помощь и моральную поддержку…) и дру­гая, согласно которой ученический коллектив «отда­ет» что-то другим (материальное либо духовное – шеф­ские концерты, подарки воспитанникам детского дома, шефство над домом инвалидов, оказание помощи ма­лышам, озеленение микрорайона, оснащение дворов детскими площадками, акции милосердия ит.п.).

8. Коллектив имеет свою историю развития. И это не толь­ко общие события и явления в прошлом. Это и посту­пательное, прогрессивное движение от низших форм существования (диффузной группы) к высшим (кол­лективу); это движение от первой к четвертой стадии (уровню) развития коллектива. От состояния автори­тарного руководства педагогом всеми делами до пол­ного самоуправления.

В коллективе высокого уровня развития положение лич­ности устойчиво, определенно, поэтому она свободна в своем поведении. Лидером группы является уважаемое большинст­во или лицо с социально-ценностной ориентацией. Дело вос­принимается как личностно значимое для каждого члена или для большинства. Руководитель – наиболее опытный и уме­лый товарищ, которого группа наделила полномочиями. Отношение к группе открытое, товарищеское, к себе – свобод­Ом проявление «Я», инициативность. Коллектив принимает­ся как данность, с ответственной зависимостью, в котором члены объединены дружбой.

Подавление и нивелировка личности происходит в плохо организованных группах, не доросших до уровня коллектива.

В коллективе создаются всесторонние возможности для про­явления и развития каждой личности.

Функции коллектива:

Регулятивная – носитель и пропагандист определенных мировоззренческих, нравственных и социальных установок.

Организационная – основная форма организации дет­ской жизнедеятельности.

Консолидационная (объединяющая) – форма объедине­ния, сплочения, кооперации.

Стимулирующая – побуждение личности к нравственно ценной деятельности и торможение негативных намерений и поступков.

Воспитательная – целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем и фор­мирующее взаимодействие.

В условиях совместной жизнедеятельности у воспитанников формируются коллективистские, гуманистические установки, ува­Ому к другим людям, способность активно откликаться на их нужды, жить общественными интересами, готовность к взаимо­помощи. Это во многом определяется социально-психологическим климатом коллектива, т. е. эмоциональной атмосферой, отражаю­щей систему межличностных отношений в нем. Социально-пси­хологический климат зависит от степени сплоченности коллек­тива, удовлетворенности людей пребыванием в нем, процессом и результатом своей деятельности. Сплоченность детского коллекти­ва – степень его единства, проявляющаяся в общности мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений, а также практической деятельности.

2.2.2. Типы и структура детских коллективов

Коллективы по степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений быва­ют первичными и вторичными. Первичные коллективы – это коллективы, в которых наблюдается непосредственный меж­личностный контакт между его членами. Вторичный коллек­тив – более сложный по своему составу – состоит из ряда первичных коллективов, разнообразных по характеру деятель­ности, организации, отношениям, интересам, содержанию об­щения, составу (кружки, звенья, ансамбли, студии, отряды, бригады, команды). Примером является общешкольный коллектив. Сущность жизни общешкольного коллектива за­ключается в активном движении и взаимодействии контакт­ных групп как на межвозрастном, так и на межсодержательном уровне. А.С. Макаренко при организации воспитательного кол­лектива заботился о правильном соотношении между первич­ным (контактным) и общим коллективом. В качестве первич­ного им был создан разновозрастной отряд, члены которого учились в разных классах, но на производстве работали вместе. Взаимоотношения в таком отряде напоминали отношения меж­ду старшими и младшими детьми в нормальной семье. Во главе отряда находился командир, который организовывал опреде­ленный участок работы и отвечал за деятельность и поведение всех членов отряда. Величина отряда может колебаться от 10 до 15 человек. Если первичный коллектив составлен из большего числа членов, он слабо подчиняется командиру и тот не в состо­янии охватить всех членов отряда. Поэтому класс, охватываю­щий 25-30 человек, громоздок для управления. Этот недоста­ток можно преодолеть, разделив его на микроколлективы.

Каждый формирующийся или уже созданный коллектив имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из актива (инициативной группы), различных подвижных микрогрупп и чередующихся ответственных за каждую микрогруппу в том или ином виде совместной деятельности.

По содержанию деятельности коллективы могут быть учеб­ными, трудовыми, научными, общественно-политическими, художе­ственно-творческими, клубными, спортивными и др.

По заданной функции: производственными, воспитательными (детский и педагогический коллективы учебно-воспитатель­ных учреждений).

По социально фиксированному положению: формальные (юридически фиксированный статус, социально заданная де­ятельность); неформальные (добровольные объединения по ин­тересам, симпатиям и др,)

По длительности функционирования: постоянные, временные (коллектив летнего оздоровительного лагеря, бригады и т. п.), ситуативные (сводные отряды для выполнения определенной задачи, группы творческого дела в КТД и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: