К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной К.Левином, В = F(P,E),где В — поведение; F — знак функциональной зависимости; Р - внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е — социальное окружение.
· Психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом: В= F(P). Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе.
· Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так: В= F(E).
· Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула: В = F(P, E).
По способу получения данных о личности: (экспериментальные, неэкспериментальные)
· Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов.
· К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.
По углу зрения на личность: (структурные и динамические).
· К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.
· Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.
С учетом возрастного диапазона: (дошкольный и школьный период жизни; все жизнь человека (с рождения до старости)).
· Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности.
· Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.