Сущность понятий «технология», «технология обучения», «педагогическая технология», «проектирование технологии обучения»

Лекция 2. Современные образовательные технологии

Цель: ознакомление магистрантов с основными категориями в области проектирования и технологизации процесса обучения в высшей школе; формирование умений и навыков анализа и отбора образовательных технологий применительно к процессу преподавания русского языка и литературы в вузе.

Ключевые понятия: технология, педагогическая технология, технология обучения, проектирование технологии обучения, моделирование, конструирование, творчество (дидактическое, технологическое, организаторское); личностно-ориентированные, предметно-ориентированные, информационные, интерактивные технологии обучения, технологии оценивания достижений учащихся.

Основные вопросы:

1. Сущность понятий «технология», «педагогическая технология», «технология обучения», «проектирование технологии обучения».

2. Этапы и формы педагогического проектирования.

3. Классификация основных современных образовательных (педагогических) технологий (обзор)

Сущность понятий «технология», «технология обучения», «педагогическая технология», «проектирование технологии обучения»

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Сущность понятия. Понятие " технология обучения " на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. Однако для традиционного процесса обучения существовали и существуют традиционные технологии обучения, которыми преподаватель пользуется в учебном процессе, не употребляя самого термина. В Толковом словаре В. Даля мы можем найти следующее определение: "Технология - наука техники. Техника - искусство, знание, умения, приемы работы и приложение их к делу".

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Педагогическая технология - это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. Советский педагог А.С. Макаренко воспитательный процесс рассматривал как особым образом организованное "педагогическое производство". Он был противником стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки "педагогической техники". Разрабатывая "советскую воспитательную технику", А.С. Макаренко на практике усовершенствовал "технику дисциплины", "технику разговора педагога с воспитанником", "технику самоуправления", "технику наказания". Продуманность действий, их последовательность были направлены на проектирование в человеке всего лучшего, формирование сильной, богатой натуры.

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: