Можно выделить четыре уровня коммуникативной компетентности (по Р.Каркуффу), которые могут быть диагностированы в профессиональном общении.
Самый низкий | А) Не замечают эмоциональных проявлений других людей, вызывая их враждебность. Б) Их реакции не соответствуют чувствам (за “маской”). |
Посредствен- ный | А) Реагирует не на истинные чувства людей, а на те, которые сам им приписывает. Б) Искренно выражает только негативные чувства. |
Хороший. | А) Реагирует на поверхностные чувства других, и делает это вовремя и точно. Б) Не боится выражать мимикой и действиями и позитивные, и негативные чувства, но не подтверждает это словесными высказываниями. |
Отличный. | А) Понимает глубинные чувства других людей, скрытые для него самого, помогает их осознать. Б) Даёт искреннюю реакцию, как положительную, так и отрицательную; как несловесную, так и словесную, причём негативная реакция не унижает достоинства собеседника. |
Умения вербального общения.
Вербальная (словесная) знаковая система. Функции высказываний в общении. Один человек говорит другому, для того, чтобы:
|
|
1.Информировать (высказывание соотносится со шкалой истина-ложь).
2.Выразить отношение, дать экспрессивно-оценочную реакцию.(высказывание соотносится со шкалой хорошо -плохо.)
3.Побудить к чему-то (вызвать желаемое действие).
Часто высказывания имеют одновременно несколько функций.
Коммуникативная компетентность при реализации информационной функции.
Основные правила информирования:
1.Передавать информацию тому, кому она нужна.
2.Передавать однозначную и ясную информацию.
3.Давать полную информацию, не скрывать часть информации для создания превосходства.
4.Иметь обратную связь о степени понимания сообщения и реакции на наше сообщение.