Подход, основанный на характерных особенностях личности. Данный подход основан на предположении, что основные структурные единицы личности – её характерные особенности – являются относительно стабильными. Иными словами, характерные особенности личности остаются постоянными в различных ситуациях. На основании этого подхода психологи заключают, что причины поведения человека находятся в нём самом. Влиянию ситуационных или средовых факторов, отводится очень незначительная роль. Характерные особенности предопределяют модель действия человека, независимо от ситуации или обстоятельств.
Например, если спортсмен выступает в соревнованиях, то он предрасположен к борьбе и к тому, чтобы полностью «выложиться», независимо от ситуации и результата. Предрасположенность, однако не означает, что спортсмен будет всегда так действовать; она лишь указывает на вероятность ведения борьбы в спортивных ситуациях.
Недостаток. Не учитывает определённые ситуации, которые также могут оказывать влияние на человека.
|
|
Ситуационный подход. Согласно ситуационному подходу, поведение определяется главным образом ситуацией или окружающей средой. Такой подход основывается на теории социального научения, которая объясняет поведение, используя понятия наблюдательного научения (моделирование) и социального подкрепления (обратная связь). Другими словами, воздействия окружающей среды и подкрепления усиления обуславливают модель поведения. Человек может уверенно действовать в одной ситуации, а неуверенно – в другой, независимо от его характерных особенностей. Более того, при значительном влиянии окружающей среды роль характерных особенностей личности будет минимальной. Например, если вы интровертированная личность, вы тем не менее можете действовать настойчиво и даже агрессивно, если на вас кто-то нападает.
Недостаток. Одной лишь ситуации недостаточно для точного прогнозирования поведения, следует также принимать во внимание характерные особенности личности.
Взаимосвязанный подход. Согласно взаимосвязанному подходу, ситуация и человек – содетерминанты поведения, то есть переменные, которые совместно обуславливают поведение человека. Иными словами, чтобы понять поведение, необходимо знать характерные особенности человека и конкретную ситуацию. Сторонники данного подхода задают следующие вопросы:
· Выступают ли экстравертированные спортсмены в командных дисциплинах, а интровертированные -–в индивидуальных?
· Будут ли люди с высоким уровнем мотивации дольше заниматься по программе физической подготовки, чем люди с низким уровнем мотивации?
· Предпочитают ли уверенные в себе дети соревновательные виды спорта, а недостаточно уверенные в себе молодые люди – несоревновательные спортивные ситуации?
План-проспект лекції підготовлено ст. викладачем ______________ І.П.Зенченковим