Главная задача этого этапа заключается в установлении эмоционального контакта с собеседником, приглашенным на беседу, установление взаимоотношений "сопереживающего партнерства", которые характеризуются высокой степенью доверительности.
Необходимо убедить собеседника в том, что его проблемы будут поняты, что вы искренне разделяете его заботы и трудности. Этим вы уменьшите степень эмоциональной напряженности собеседника, предоставите ему возможность более откровенно говорить о своей ситуации и переживаниях.
Ваш собеседник должен быть выслушан терпеливо и сочувственно, без сомнения и критики. Даже если вы не разделяете высказанных собеседником оценок, по-иному смотрите на окружающих его людей, на сложившуюся ситуацию, не спешите противоречить, опровергать, высказывать свои взгляды. На первом этапе - только внимательное ("эмпатическое") выслушивание, доброжелательность, искреннее (не показное!) стремление понять собеседника. В результате вы будете восприниматься как человек понимающий, чуткий и заслуживающий доверия.
В процессе беседы формируется более полное представление о личности, его потребностях и интересах, о его ценностях, жизненной направленности. Необходимо уточнить также сведения о близких ему людях, так как именно они (родственники, друзья, товарищи по службе) часто являются теми резервными источниками помощи и поддержки, которые будут способствовать преодолению собеседником возникших у него трудностей.
Слушая собеседника, обращайте внимание не только на его слова, но и старайтесь выявить подтекст, примечайте недомолвки, следите за манерой общения и поведения, особенностями речи, жестов, мимики, они не меньше слов помогут определить, установлен ли тот взаимный контакт, когда можно будет переходить ко второму этапу беседы.