Выполнение работы. Мыслительные операции

Мыслительные операции

Для выявления объективных отношений и взаимосвязей между предметами и явлениями, в ходе формирования понятий, суждений, умозаключений и решения мыслительных задач, человек прибегает к мыслительным операциям – сравнивает, анализирует, обобщает, классифицирует.

Суть основных мыслительных операций.

Анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составные элементы.

Синтез – воссоединение элементов в целостную структуру.

Сравнение – неразрывное единство анализа и синтеза, связанное с нахождением общего и различного в предметах и ведущая к обобщению.

Обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходств.

Абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности, как самостоятельные, не существуют.

Конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного.

Систематизация или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.

Все эти операции мышления являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования (раскрытие все более существенных связей и отношений).

Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, её целями и задачами, так как мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность в целом.

Опыт №2 (стр. 158 Крылов)

Оценка понятийного мышления с помощью методики

«Сравнение понятий»

Вводное замечание.

Сравнивая понятия между собой испытуемый проводит обследование общего поля семантических признаков (смысловая сторона языка) и отбирает наиболее устойчивые характерные признаки: отдифференцирует «однополевые» (сопоставимые) пары от «разнополевых» (несопоставимых).

Цель: изучить особенности операции сравнения на уровне понятийного мышления.

Оборудование: пары понятий.

Ход работы

1. Работа группой.

2. Э. дает 22 пары понятий и просит указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий. (Э. не требует обязательно найти для всех пар общие признаки.)

3. Э. регистрирует время выполнения эксперимента для определения индивидуальных и групповых временных особенностей.

Выполнение работы

баллы Пары понятий Общие признаки
  1 балл Утро – вечер часть (время) суток +
    Корова – лошадь  
    Лётчик – танкист  
  ٧ --Река – птица  
    Дождь – снег  
    Маленькая девочка – большая кукла  
    Обман – ошибка  
    --Волк – луна  
    -- Ботинок – карандаш  
    Золото – серебро  
    Молоко – вода  
    Сани – телега  
    -- Очки – деньги  
    Озеро – река  
    Поезд – самолёт  
    --Стакан – петух  
    --Ось – оса  
    Яблоко – вишня  
    Лыжи – коньки  
    Красный – зеленый  
    Ворона – воробей  
    -- Ветер – соль  
Σ = б.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: