Мотивация к учебной деятельности.
− Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть.
− Вспомните, чему были посвящены наши последние уроки? (Обозначению мягкости согласных звуков на письме.)
− Сегодня мы с вами продолжим работу и откроем еще одно новое знание. Как вы будете это делать? (Сначала, выясним, что мы не знаем. Для этого надо выполнить пробное действие, зафиксировать затруднение и выяснить его причину. Затем сами построим новое знание.)
− Желаю вам успешной работы!
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
− С чего вы начнёте работать? (С повторения и с подготовки руки к письму.)
− Запишите 6 согласных букв (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К…)
Используется лента букв (Д-1)
− Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.
− Приведите примеры согласных, парных по твердости / мягкости (Б – Б’, Т – Т’, П – П’...)
− Вспомните, какие согласные являются всегда мягкими и запишите их (Ч, Щ, Й.) (Напоминалочка: «Ч еловека Щ иплет Й од» (по Т. Рик).)
|
|
− Вспомните, какие согласные являются всегда твердыми и запишите их (Ш, Ж, Ц.) (Напоминалочка: «Ш ёл Ж ивой Ц арь» (по Т. Рик).)
Можно представить смешные рисунки, иллюстрирующие эти предложения.
Учитель сам составляет образец для записи: росчерк, сочетание букв и т.д.
− Вспомните, какие гласные звуки есть в русском языке? ([а] [о] [у] [ы] [и] [э].)
После ответа на доске открывается таблица гласных звуков (Д−2).
− А какие буквы мы используем для обозначения гласных звуков?
После ответа на доске открывается схема для наглядности (Д−3 или лента букв).
− Выберите ту гласную букву, при написании которой у вас возникают затруднения и потренируйтесь в её написании.
− С помощью каких гласных букв обозначается мягкость согласных? (Д-3)
− Что вы повторили? (Какие есть согласные и гласные, какие согласные могут быть твёрдыми и мягкими, а какие могут быть только мягкими, а какие только твёрдыми.)
− Какой ваш следующий шаг? (Пробное действие.)
− А какая главная задача пробного действия? (Понять, что у нас не получается.)
Задание на пробное действие.
На доске записаны слова, а у каждого ученика карточка с заданием (Р−1):
Ж…знь (и, ы)
Ш…ло (и, ы)
Ч…йка (а, я)
Площ…дка (а, я)
Ч…до (у, ю)
Щ…ка (у, ю)
− Вставьте пропущенные буквы.
− Кто не выполнил задание?
− Что вы не смогли сделать? (Я не смог вставить пропущенную букву.)
− Из тех, кто выполнил задание, поднимите руку, кто уверен, что выполнили задание правильно?
− Укажите эталон, которым вы воспользовались.
− Что вы не смогли сделать? (Я не смог обосновать свой ответ.)