Проблема истины. Классическая концепция истины и её трудности

Термин "Истина" - многозначен. В гносеологии понятие истины употребляется для характеристики знаний об предметах объективного мира. Но и в гносеологии этот термин в зависимости от подходов многозначен. К лассическая концепция истины. Начало от Платона "тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть". Центральное понятие классической концепции - это соответствие мыслей действительности. Перед классической концепцией возникают следующие проблемы.

1) Проблема природы познаваемой реальности. Человек в своём познании имеет дело не с объективным миром самим по себе, а с миром в том его виде, как он им чувственно воспринимается и осмысливается.

2) Проблема характера соответствия мыслей реальности. Классическая концепция истины рассматривает соответствие (теория соответствия) как простое копирование реальности мыслями. Её противники говорят, что она "предполагает, что существует простое отношение между языком и миром, что утверждения являются копиями мира. Язык в действительности не похож на эту копию"

3) Проблема критерия истины. Если человек контактирует с чувственно воспринимаемым миром, то спрашивается, каким образом он сможет проверить, соответствует ли его утверждение самому объективному миру.

4) Проблема "парадокса лжеца ".

Указанные проблемы стимулировали возникновение альтернативных концепций. Во-первых это когерентная концепция истины. Она сводит вопрос об истине к проблеме когерентности, то есть непротиворечивости знаний. Ослабленный вариант этой концепции сохраняет классическую трактовку истины, но утверждает, что соответствие знаний действительности может быть установлена только через когерентность, которая выступает в качестве критерия истины. Проблемами этой концепции являются: во-первых, что она пытается решить проблему когерентности в логическом смысле, а она не разрешима в сложных логических случаях (например в разных областях физики.) Во-вторых, непротиворечивость не является достаточным условием истинности, поскольку не всякая непротиворечивая система утверждений о реальном мире соответствует реальному миру.

Прагматическая концепция истины - подчёркивает роль практической активности в познании. Наши убеждения влияют на наши действия, если это влияние делает действие эффективным, то наши убеждения являются истинными". Иногда утверждается, что прагматизм не отвергает классическую теорию истины, а рассматривает полезность только как критерий истины.

Формирование научного знания возможно только в тесной взаимосвязи с реалиями окружающего мира. Принято выделять следующие этапы создания научных взглядов на реальный мир:

· Сбор и обобщение материалов, фактов, результатов опытов и экспериментов;

· Разработка системы теоретических предположений, в рамках которых можно получить научное объяснение собранным опытным данным (разработка гипотезы);

· Формирование научной теории, позволяющей устанавливать причинно – следственные связи и обладающей прогностическими свойствами в узкой предметной области;

· Обобщение отдельных научных теорий, создание философских концепций построения окружающего мира и формирование научного мышления.

Основными методами в эмпирическом познании являются: эксперимент, сравнение, наблюдение. На теоретическом уровне познания используются не только все вышеперечисленные методы (иногда их бывает недостаточно), но и творческое воображение ученого — научное моделирование. Модель — эта то, что способно заменить в определенном смысле изучаемый предмет, это не само явление, а его воображаемый образ.

Среди методов теоретического познания, принято различать постановку проблемы, формирование гипотез и разработку теории. Постановка проблемы предполагает формализацию описания неизвестных исследователю явлений и их взаимосвязей. В этом смысле проблема также является некоторым специфичным знанием, предметом которого является неизвестная исследователю закономерность.

Формы научного знания (на эмпирическом уровне) – научный факт, эмпирический закон. На теоретическом уровне научное познание выступает в форме проблемы, гипотезы, теории.

Элементарной формой научного знания является научный факт. Как категория науки факт может рассматриваться как достоверное знание о единичном. Научные факты генетически связаны с практической деятельностью человека, отбор фактов, составляющих фундамент науки, так же связан с повседневным опытом человека. В науке фактом признается не всякий полученный результат, поскольку, чтобы прийти к объективному знанию о явлении, необходимо произвести множество исследовательских процедур и их статистическую обработку (т.ее. учесть взаимодействие таких факторов исследования как внешние обстоятельства, состояние приборов, специфика изучаемого объекта, возможности и состояние исследователя и т.д.). Формирование факта – синтетический процесс, благодаря которому происходят особого рода обобщения, в результате чего возникают понятия.

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать.

Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Как правило, гипотеза является предварительным, условным знанием о закономерности в исследуемой предметной области или о существовании некоторого объекта. Главное условие, которому должна удовлетворять гипотеза в науке, - ее обоснованность, этим свойством гипотеза отличается от мнения. Всякая гипотеза имеет тенденцию превращения в достоверное знание, что сопровождается дальнейшим обоснованием гипотезы (этот этап называется проверкой гипотезы). К критериям обоснованности гипотезы относят такие условия как:

- принципиальная проверяемость гипотезы (возможность опытным путем проверить истинность положений гипотезы, даже если наука сегодняшнего дня еще не располагает техническими средствами для опытного подтверждения её идей)[104];

- совместимость гипотезы с фактическим материалом, на основе которого она выдвинута, а так же с утвердившимися теоретическими положениями;

- «приложимость» гипотезы к достаточно широкому классу исследуемых объектов.

Решающей проверкой истинности гипотезы является практика во всех своих формах, но определенную роль в доказательстве или опровержении гипотезы играют и логические критерии истины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

Теория – высшая, самая развитая форма организации научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоей сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: