Политическая мысль России

Русская политическая мысль возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась во взаимосвязи с древнерусской культурой. В период Древней Руси (XI—XIII века) политическая мысль была подчинена задачам единения восточнославянских земель, становления и укрепления русской государственности. Это нашло отражение в таких произведениях, как «Слово о законе и благодати» (1049) киевского митрополита Иллариона (1049), «Повесть временных лет» (1113), «Слово о полку Игореве» (конец Х1 века), «Поучение Владимира Мономаха» (1125).

В XIV—XVI веках в политической мысли получили освещение вопросы независимости Руси, централизации государства, сильной и неограниченной самодержавной власти, нашедшие обоснование в теории монаха Филофея «Москва - третий Рим», по которой Московская Русь являлась преемницей Римской и Византийской империй; в программах политико-юридических преобразований И. С. Пересветова, переписке Ивана IУ Грозного с А. Курбским. В ХУII веке появилась идея соборности власти монарха, которая, хотя и божественна по своей сути, но происходит согласно воле всего народа. Наилучшая форма правления, по мнению сторонников этой идеи (И. Тимофеева, Ю. Крижанича), — сословно-представительная монархия.

В результате реформ Петра I в России потерпело крушение старое религиозное представление о власти. Одновременно усилилось западное рационалистическое влияние, в том числе в общественно-политической мысли. Кардинальные изменения в общественной жизни привели к появлению новых политико-правовых теорий. В первой половине XVIII века в России получила распространение теория просвещенной монархии. Активным ее поборником был Феофан Прокопович — сторонниктеории естественного права общественного договора. Рассматривая основные формы государства, он пришел к выводу, что лучшей и наиболее совершенной формой правления является абсолютная наследственная монархия, но при этом власть должна служить «общему делу», быть просвещенной.

Близкую позицию занимал В. Н. Татищев ( 1686—1750), государственный деятель, ученый, автор многотомной «Истории государства Российского». В вопросе о про­исхождении государства он исходил из патриархальной теории: власть монарха является продолжением и развитием власти «отеческой». При определении характера государственного устройства мыслитель выступал сторонником географического детерминизма: небольшое государство, по его мнению, может быть демократическим, а у непросвещенного народа в огромной стране возможна лишь монархия. Правда, при этом он ратовал за ограничение власти царя представительными дворянскими учреждениями.

К консервативному направлению принадлежал и Н. М. Карамзин – видный историк, литератор, создатель фундаментальной «Истории госу­дарства Российского». Суть концепции Карамзина со­стояла в обосновании самодержавного правления. Он выступал противни­ком законодательного ограничения власти монарха, обязанного заботиться о благе страны, заявлял, что России нужна не конституция, а «пятьдесят хороших губернаторов».

Либеральный характер носили проекты конституционных реформ. М. М. Сперанского, который рассчитывал без «великих переломов» преобразовать русское общество. Он предлагал, сохраняя самодержав­ную монархию, сочетать ее с принципами разделения властей, для чего считал необходимым создать Государственную думу и сенат, но не как самостоятель­ные органы, а как проявление единой власти монарха.

В конце XVIII века в России зародилось революционно-демократическое течение, основателем которого стал А. Н. Радищев. В книге «Пу­тешествие из Петербурга в Москву» он резко критиковал социальные пороки современного ему общества, привел примеры произвола и беззакония, сделал вывод об антинародной сущности феодально-крепостнического госу­дарства. Не веря в то, что крепостное право будет отменено сверху, мыслитель пришел к выводу, что единственным средством ликвидации крепостнических порядков может быть народная революция. По словам Радищева, «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние...». Первый россий­ский революционер был приговорен к смертной казни, которую заменили ссылкой в Сибирь.

В XIX веке окончательно сформировались три основные направления поли­тической мысли России: консервативное, либеральное и радикальное (револю­ционно-демократическое).

Первое представляли славянофилы (А. С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы), которые доказывали, то русское общество развивалось и будет развиваться по своему собственному пути, отличному от западных стран. Н. Я. Данилевский выдвинул идею, согласно которой с культурно-исторической точки зрения Россия не может считаться частью Европы и должна противостоять западному влиянию.

Ко второму направлению относились западники (П. В. Анненков, И. В.Вернадский, В. П. Боткин) считали, что у России нет другого пути, кроме того, по которому давно уже шли западноевропейекие страны: Они выступали за принятие западных политических ценностей, в частности, парламентаризма и конституционных порядков Англии и Франции.

Радикальное (революционно-демократическое) направление политиче­ской мысли России представляли: декабристы П. И. Пестель, Н. М. Муравьев и др.; революционные демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский, А. Н. Добролюбов; народники П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский и др. Литературный критик В. Г. Белинский выступал за радикальное уничтожение крепостничества в России, был идеологом крестьянской революции, непримиримым борцом против официальной идеологии «Православие, самодержавие, народность». Писатель А. И. Герцен разработал концепцию «русского социализма», центральным звеном которого являлась крестьянская община. Вершиной революционного демократизма в России стало творчество Н. Г. Чернышевского, который высказал мысль о целесообразности федеративного устройства Российской республики, которая будет создана в результате крестьянскойреволюции и основана на выборности общегосударственных органов и на раз­витии местного самоуправления.

Основными чертами идеологии народничества являлись: негативное отношение к капитализму и его политическим институтам; представления о возможности перехода к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину, в которой народники видели зародыш социализма.

С острой критикой народничества выступал марксист В. И. Ленин, который считал, что развитие России должно идти по капиталистическому пути, был сторонником социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. В. И. Ленин внес коррективы в марксистскую полити­ческую теорию, сформулировал идеи о возможности победы пролетарской революции первоначально в нескольких или одной отдельно взятой стране, а го­сударстве нового типа, о партии нового типа и т. д.

Вместе с тем политология не получила в России конца XIX — начала XX века такого широкого развития, как философия, социология и юридическая наука. После октяб­ря 1917 года политология вовсе не признавалась как наука и трактовалась как буржуазная лженаука.

Во второй половине 1980-х годов начинается новый этап в развитии политической науки, который можно определить как своеобразный политологический взрыв. В 1989 году Высшая аттестационная комиссия СССР официально признала статус политологии как научной дисциплины, начали со­здаваться специализированные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций, институты социально-политических исследований, кафедры полито­логии в вузах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: