Интеракционизм (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.
В русле интеракционизма развивается ролевая теория личности. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х гг. XX в. и получила распространение в различных социологических течениях. Основные положения этой теории были сформулированы Г.Кули и Дж.Мидом. Л ичность, в этой теории, рассматривается как функция от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.
Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я», состоящее из трех элементов:
|
|
1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую одежду);
2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая одежда);
3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду так одеваться).
Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.
Американский психолог Дж. Мид в своих работах показал, что процесс усвоения социальных ролей начинается еще в детстве и проходит в три этапа:
1) имитация, когда ребенок подражает поведению взрослых, не понимая смысла своих действий;
2) индивидуальная игра, когда ребенок в ходе индивидуальной игры осваивает первые социальные роли (играя в «дочки-матери», усваивает социальную роль «родитель», играя в «доктора» или «магазин», усваивает профессиональные роли и т.д.), понимает смысл поведения, импровизирует и отрабатывает варианты действий;
3) групповая игра, когда человек, включаясь в коллективную игру (футбол, волейбол, и т.д.), учится ориентироваться на мнение группы. 'Здесь отрабатывается на малом социальном масштабе смысловое содержание понятий «норма», санкция». Правила игры — прообраз законодательной базы, мнение группы играющих — прообраз общественного мнения, которое расценивается человеком как мнение «значимого другого». В ходе игры ребенок понимает, что нельзя не учитывать мнения «значимого другого». Таким образом, групповая игра готовит ребенка к взрослой жизни. Ролевая теория личности описывает социальное поведение личности не только понятием «социальная роль», но и понятием «социальный статус».
|
|
Социальный статус — это определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
В статусе фиксируется тот набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе, обществе, и тех условий, которые должны быть представлены ему для осуществления этих функций.
Таким образом, понятие социальный статус характеризует место личности в социальной стратификации общества, в системе общественных взаимодействий, ее деятельности в различных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества. Социальный статус отражается как во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях т.д.), так и во внешнем облике (одежде, манере поведения, жаргоне и иных знаках социальной принадлежности).
Свой статус человек сравнивает с положением других людей — товарищей по работе, друзей, родственников, бывших сокурсников и др.
Социальный статус, если он достаточно высок, может быть предметом гордости и глубокой личной самоудовлетворенности, или напротив, если он низок, вызывать отрицательные эмоции, переживания и т.д.
При любом изменении социальной позиции человека в социальной системе серьезным изменениям подвергается сама человеческая личность, собственное «Я» человека, его самосознание и самооценка. Трансформируется и система социальных отношений, в которой оказывается человек, меняются реакции окружающих
людей, изменяется нормативная структура их ожидании в отношении к дайной личности.
Каждого человека характеризует не один, а несколько статусов. Р.Мертон ввел понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека. В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой или главный статус, характерный для данного индивида.
Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отождествляют с этим статусом индивида. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью или профессией человека (директор, банкир). Но не обязательно должность, профессия определяют главный статус человека. Это могут быть также расовая принадлежность (например, негр) и социальное происхождение (дворянин) и т.д. В общем, главным для жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.
В русле интеракционизма развиваются и идеи так называемой социальной драматургии Э. Гофмана, теория ролей (Т. Сарбин) и теория референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мертон).