Модель специалиста — этоэталон специалиста, который должен быть получен в результате учебно-воспитательного процесса вуза.
Другой подход требований будущего специалиста:
Профессия «специалист социальной работы» тесно связана с такими областями науки и практики, как «психология», «педагогика», «юриспруденция», «социология», «медицина». Социальная работа предполагает использование знаний и технологий этих областей.
Существуют три основных сферы деятельности специалиста — социального работника:
· аналитическая (исследовательская) работа;
· менеджмент;
· оказание социальной и психологической помощи.
Существуют многочисленные исследования психологических основ продуктивности профессиональной деятельности в социальной сфере (психологии, педагогике, психотерапии). В ряде работ представителей социальных профессий тестировали с помощью методики Р. Кеттелла, и выделялись те характеристики (факторы), которые обуславливали высокую продуктивность деятельности. Фактор Н (социальная смелость, решительность в общении, ненсыщаемость контактов с людьми) оказался дифференцирующим для представителей социальных профессий. Фактор А (готовность к контакту, общительность), фактор N (умение поддерживать контакты, проницательность) и фактор Н вместе составляли такую обобщенную характеристику личности, как «фасилитивность» (легкость в межличностном общении), которая была присуща успешным представителям профессий социальной сферы.
|
|
Фасилитивность способствовала предупреждению «синдрома сгорания», который проявлялся в избегании или уходе от решения проблем клиента в процессе профессионального общения, в пресыщении общением, появлении непреходящей усталости, подавленности, немотивированной агрессивности, недовольстве собой и окружающими.
Другие исследователи выделяют характеристки личности профессионала, способного решать задачи на общение: полное и правильное восприятие объекта (наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации); понимание внутренних свойств другого (интуиция); сопереживание; рефлексия как способность к анализу своего поведения и самоконтроль (умение управлять своим состоянием).
В работе Т. А. Андрющенко, В. П. Кислякова (1991) описаны базовые умения профессионального общения, которые составляют три группы: межличностная коммуникация; межличностное взаимодействие; восприятие и понимание других людей.