ТЕМА 8. Становление советской школы и педагогики (довоенный период)

Принципиально новые основы становления советской школы. Первые документы советского правительства в области образования. «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Декларация. Декрет о ликвидации безграмотности. Новые типы учебных заведений и формы организации учебного процесса в 1920-1930 гг. Поиски нового содержания образования. Предметный и комплексный принципы построения программ. Проблема учебников. Развитие школьной сети. Методы и формы организации учебно-воспитательного процесса. Творческие формы работы учителей. Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпроса».

Становление советской педагогики (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.Г.Калашников, А.П. Пинкевич М.М. Пистрак и др.). Педагогическая дискуссия 1927–1930 годов. Педагогическая деятельность А.С. Макаренко.

ТЕМА 9. Развитие советской школы и педагогики (1940-1980-е годы)

Осуществление всеобщего начального обучения и постепенный переход к семилетнему всеобучу. Постепенное повышение его сроков: установление обязательного 8-летнего образования; всеобщего среднего образования в объеме 10-летней школы. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы 1984 г.

Педагогическая система В.А. Сухомлинского. Педагогика сотрудничества.

Советский период в истории педагогики Беларуси.

ТЕМА 10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США во второй половине XX в. и начале XXI в.

Причины, сущность, условия, основные направления и особенности проведения образовательных реформ во второй половине XX в. Установки антипедагогики. Основные тенденции развития образования в мире на рубеже ХХ–ХХI веков. Актуальные требования к созданию современных систем воспитания. Критерий социализации молодежи. Понятие «открытая школа». Общинная школа, ее признаки. Социально-терапевтическая функция школы. Концепция воспитательной среды (Франция), концепция «Образование на службе мира» (Норвегия), педагогическая концепция холистической школы (ФРГ), концепция «Интегрированное развитие компетентности» (Швеция, США) и др.

Расширение образовательного пространства. Болонский процесс. Международные приоритеты в образовании.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Варенова, Т.В. Краткая история педагогики /Т.В. Варенова. – Минск: Асар, 2009. – 256 с.

2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. вузов / А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 400 с.

3. Капранова, В. А. История педагогики /В.А. Капранова. – М.: Новое знание, 2003. – 160 с.

4. Хрестоматия по истории педагогики. В 3 т./ Сост. А.И. Пискунов. М.: Сфера, 2007.

Дополнительная ЛИТЕРАТУРА

5. Анисов, М.И. Источники изучения истории советской школы и педагогики / М.И. Анисов – М.: Просвещение, 1986. – 224 с.

6. Арлова, Г. П. Беларуская народная педагогiка / Г.П. Арлова. – Мiнск: Народная асвета. – 1993. – 120 с.

7. Варенова, Т.В. Педагогика детства: сб. заданий и упражнений /Т.В. Варенова, Г.И. Якубель. – Минск: БГПУ, 2010. – 76 с.

8. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире / А.Н. Джуринский. – М., 1999.

9. Иванов, И. П. Методика коммунарского воспитания / И.П.Иванов. – М., 1990.

10. Иллюстрированная хронология истории Беларуси. Автор-составитель И.П. Ховратович. Мн., 2000.

11. Кинелев, В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций / В.Г. Кинелев, В.Б. Миронов. М.: Владос, 1998. – 520 с.

12. Коменский, Я. А. Собр. соч.: В 2 т. / Я.А.Коменский. – М., 1982.

13. Коменский, Локк, Руссо, Песталоцци. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. М., 1987.

14. Константинов, Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.

15. Корнетов, Г. Б. Всемирная история педагогики /Г.Б. Корнетов. - М., 1994.

16. Котович, О. Золотые правила народной культуры / О.Котович, Я. Крук. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2004. – 584 с.

17. Мыслiцелi i асветнiкi Беларусi: Энцыкл. Давед. – Минск: 1995.

18. Орлова, А.П. История педагогики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по пед. спец. /А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина; под общ. ред. А.П. Орловой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 380 с.

19. Очерки истории школы и педагогики за рубежом: В 3 ч. Ч. 1: От древнейших времен до Великой Французской революции. М., 1988.

20. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 2: XVIII —XX вв. М., 1989.

21. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 3: С начала XX века до наших дней. М., 1990.

22. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т./ И.Г.Песталоцци. – М., 1981.

23. Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. – М.: 1994.

24. Прянников, В. Г. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник / В.Г. Прянников, З.И. Равкин. – М.: 1995.

25. Руссо, Ж. Ж. Избранные педагогические сочинения: В 2 т./ Ж.Ж. Руссо – М.: 1981.

26. Сухомлинский В.А. о воспитании / Сост. С. Соловейчик. М., 1993. - 270 с.

27. Шасцiмоуны слоунiк прыказак, прымавак i крылатых слоу / Н.А. Ганчарова, І.М. Шчарбакова, Л.Г. Калядка і інш. Пад рэд. Н.А. Ганчаровай. – Мiнск: Униіверсітэцкае. – 1993. – 255 с.

28. Якубель, Г.И. История образования и педагогической мысли / Г.И. Якубель, А.А. Прохоров, Н.В. Самусева. – Минск: БГПУ, 2008. – 220 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: