Задания.
По главе XIV. Как описано утро 20 ноября? Как меняется настроение солдат, офицеров, военачальников? Какую роль имеет описание тумана, скрывающего поле боя?
Что общего вы нашли в описании императоров трёх армий? (Конец XIV главы, глава XV)
Как ведёт себя М.И. Кутузов в сцене с Александром I (гл. XV)? За что не любит государь полководца? Какие художественно-изобразительные средства использует Толстой для описания внутреннего мира русского полководца и царя?
Разделите на 3 сюжетообразующие части гл. XVI. Дайте краткий анализ языковых средств, позволяющих передать чувства героев и отношение автора к войне. Внесите в таблицу ваши наблюдения.
Что изменилось во внутреннем мире Николая Ростова после Шенграбенского сражения?
Для ответов используйте справочные материалы.
Справочные материалы
Армия.
Войска между тем стояли, скучая и падая духом. (гл. XIV)
Николай Ростов.
«Что это может быть? – подумал Ростов. – Неприятель в тылу наших войск? Не может быть, - подумал Ростов, и ужас страха за себя и за исход всего сражения вдруг нашёл на него. – Что бы это ни было, однако, - подумал он, - теперь уже нечего объезжать. Я должен искать главнокомандующего здесь, и ежели всё погибло, то и мое дело погибнуть со всеми вместе». (гл. XVII)
|
|
Сравните с подвигом князя Андрея на поле боя.
«Теперь всё равно! Уж ежели государь ранен, неужели мне беречь себя?» (гл. XVIII)
Александр и Франц.
Один был в чёрном мундире с белым султаном, на рыжей энглизированной лошади, другой в белом мундире, на вороной лошади. Это были два императора со свитой. (гл. XV)
Александр.
Как будто через растворённое окно вдруг пахнуло свежим полевым воздухом в душную комнату, так пахнуло на невесёлый кутузовский штаб молодостью, энергией и уверенностью в успехе от этой прискакавшей блестящей молодежи… Неприятное впечатление, только как остатки тумана на ясном небе, пробежало по молодому и счастливому лицу императора и исчезло. Он был, после нездоровья, несколько худее, чем на Ольмюцком поле…но то же обворожительное соединение молодости, величавости и кротости было в его прекрасных серых глазах, и на тонких губах та же возможность разнообразных выражений и преобладающее выражение благодушной, невинной молодости. На ольмюцком смотру он был величавее, здесь он был веселее и энергичнее. Он несколько разрумянился, прогалопировав эти три версты… (гл. XV)
Франц.
Император Франц, румяный, длиннолицый молодой человек, чрезвычайно прямо сидел на красивом вороном жеребце и озабоченно и неторопливо оглядывался вокруг себя. (гл. XV)