ТЕМА 29. СОСТАВЛЕНИЕ, РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
1. Составление и рассмотрение проекта республиканского бюджета. Утверждение республиканского бюджета
2. Составление и рассмотрение проектов местных бюджетов. Утверждение местных бюджетов
Составление и рассмотрение проекта республиканского бюджета.
Утверждение республиканского бюджета
Составление проекта республиканского бюджета начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года.
Правительство республики утверждает порядок организации работы по составлению проекта республиканского бюджета и формированию расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь, консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска.
Непосредственно работу по подготовке проекта бюджета проводит Министерство финансов Республики Беларусь, на которое также возложены обязанности по методическому руководству, составлению проекта республиканского бюджета, расчетных показателей консолидированного бюджета и определению нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска.
|
|
Таблица 29.1
Распорядители бюджетных средств | Представляемые материалы |
Министерства, органы государственного управления, юридические лица | Прогнозные расчеты по доходам и расходам, пояснительные записки |
Областные и Минский городской исполнительные комитеты | Расчетные показатели но доходам в целом по контингенту и по размерам отчислений, а также расчетные показатели но расходам соответствующего бюджета |
Министерства, органы государственного управления и субъекты хозяйствования, осуществляющие расходы | Проекты смет расходов с обоснованием и предварительной разбивкой |
Материалы, представляемые распорядителями бюджетных средств в Минфин
Следующая стадия — рассмотрение.
В установленные сроки Министерство финансов с участием представителей распорядителей бюджетных средств, областных (Минского городского) исполнительных комитетов производит рассмотрение указанных материалов на предмет их соответствия цели, условиям приоритетности и эффективности использования бюджетных средств. В ходе этого процесса стороны вырабатывают согласованную позицию, в противном случае Министерство финансов готовит заключение но не согласованным вопросам.
При положительном итоге рассмотрения разрабатывается проект республиканского бюджета на очередной финансовый год в форме проекта закона. Вместе с расчетами, перечнем бюджетных программ, аналитическими и другими материалами он, как того требует законодательство, вносится Министерством финансов па рассмотрение Правительства Республики Беларусь.
|
|
Документы и материалы, представляемые вместе с проектом республиканского бюджета:
· основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики (включая среднесрочную финансовую программу);
· оценка ожидаемого исполнения республиканского бюджета и консолидированного бюджета за текущий финансовый год;
· пояснительная записка к проекту республиканского бюджета и расчетным показателям консолидированного бюджета на очередной финансовый год, включая информацию об экономическом положении государства и основных прогнозных макроэкономических показателях на очередной финансовый год;
· расчетные показатели по консолидированному бюджету на планируемый финансовый год;
· основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами;
· прогнозные расчеты но основным видам доходов и расходов республиканского бюджета;
· справочно-аналитическая информация к перечню бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета;
· сведения о государственном долге Республики Беларусь.
После рассмотрения и одобрения Правительством Республики Беларусь проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год Министерство финансов сообщает:
· распорядителям бюджетных средств — суммы бюджетных средств из республиканского бюджета, учтенные в данном проекте;
· областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам — расчетные показатели по консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска и планируемые нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в соответствующие бюджеты.
Стадия утверждения.
Бюджетный кодекс Республики Беларусь определяет перечень показателей, утверждаемых законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год:
• предельный размер и источники финансирования дефицита республиканского бюджета или размер профицита республиканского бюджета;
• предельный уровень дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска по отношению к их доходам;
• доходы республиканского бюджета в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета;
• распределение доходов между республиканским и местными бюджетами; нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в нижестоящие бюджеты;
• размеры межбюджетных трансфертов;
• нормативы бюджетной обеспеченности;
• расходы республиканского бюджета в общей сумме, а также по функциональной классификации расходов бюджета;
• доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета по каждому из фондов;
• расходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, в общей сумме и в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета в разрезе программ (подпрограмм);
• распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета;
• перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета;
• объем ассигнований на реализацию государственной инвестиционной программы;
• размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету;
|
|
• лимиты внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга;
• перечень внешних государственных займов, обслуживание и погашение которых осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета;
• иные показатели, установленные законодательными актами и Правительством Республики Беларусь.
Вместе с проектом закона о республиканском бюджете в Правительство Республики Беларусь представляется перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета. По каждой программе указываются:
• ее название;
• нормативный правовой акт об утверждении программы;
• объем средств, направляемых па финансирование программы за счет средств республиканского бюджета.
Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проект закона о республиканском бюджете и расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год не позднее 1 сентября года, предшествующего очередному финансовому году, представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь, который не позднее 1 ноября года, предшествующего очередному финансовому году, вносит проект в Палату представителей, и та рассматривает проект в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Бюджетным кодексом и регламентами палат Парламента Республики Беларусь.
В случае, если вносятся предложения об уменьшении доходов республиканского бюджета, то обязательно должны быть определены источники компенсации потерь данных доходов либо виды и объем расходов, подлежащих соответствующему сокращению. Аналогично предложения об увеличении расходов республиканского бюджета должны определять источники покрытия таких расходов.
Следует отметить, что при необходимости внесения изменений и (или) дополнений в Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс либо в законы, регулирующие вопросы налогообложения, в Палату представителей до внесения проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год или одновременно с ним вносятся проекты соответствующих законов.
|
|
Следовательно, до принятия проекта закона о республиканском бюджете Палатой представителей принимается проект закона о внесении изменений и (или) дополнений в законы по вопросам налогообложения и в иные законы при необходимости внесения в них изменений.
Принятие закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году. Закон о республиканском бюджете подписывается Президентом Республики Беларусь и публикуется в центральной печати.