Проблемы личности в процессе творческой деятельности

Из всех стадий протекания творческого процесса, наибольший интерес представляет собой момент возникновения потребности творить, который порождает собой целый комплекс психологических проблем. В данном случае необходимо остановиться на особенностях восприятия индивидом объективной реальности на разных уровнях организации психики, т.е. на процессах психического отражения в сознательной и бессознательной сферах. В психологии ясное и осознанное восприятие каких-либо впечатлений, ощущений посредством визуальных и мыслительных механизмов носит название апперцепции. Характерно, что этот процесс протекает в сознании, и сопровождается определенной активностью в эмоциональной сфере психики. Чаще всего подобное осознанное восприятие вызывает определенную реакцию на внутреннем плане и требует выхода во «внешний» мир. Подобное выражение осуществляется на эмоционально-чувственном уровне посредством языка или других средств объективации. Наиболее яркие эмоциональные «всплески» вызваны, как правило, сильным переживанием или потрясением на чувственной ступени восприятия и требуют соответствующего выхода во внешнюю сферу.
Отправным толчком к творчеству на самом первоначальном этапе его возникновения может послужить одно из таких сильных эмоциональных потрясений, сопровождающихся возникновением сильной негативной установки, приводящей к скрытому комплексу, в основном из-за осознания индивидом своей неполноценности. Подобные эмоциональные потрясения чаще всего испытываются в детстве, или в раннем возрасте, когда психика человека наиболее подвержена внешнему влиянию. При этом главным здесь является то, что, получив сильную эмоциональную нагрузку, сознание не «выплескивает» эмоции во внешний мир, а наоборот, «замыкает» их внутри, что и становится причиной возникновения своеобразного конфликта на внутреннем плане. Далее происходит своего рода столкновение сознательной и бессознательной сфер психики, и переход из одного в другое. Не найдя выражения в сознательной области психики, конфликт вытесняется в подсознание и там и остается на неопределенный период времени, проявляясь иногда в случайных оговорках, описках, некоторых элементах поведения, и т.д., т.е. там, где проявляется бессознательное. В определенный момент, когда личность получает возможность каким-либо образом выразить себя, подобные конфликты становятся причиной острой потребности самореализации посредством творчества.
При этом точно определить такой момент, в который возникает эта потребность трудно, т.к. подобное стремление может возникнуть неожиданно, независимо от возраста, социального и материального положения индивида. Наиболее вероятно, что это происходит тогда, когда создаются наиболее оптимальные условия для полноценной реализации индивидуума как творческой личности, т.е. соответствующие его индивидуальным запросам, сознательным потребностям и установкам, способностям и талантам. Творчество здесь является средством самореализации личности. В творческой деятельности находят свое отражение личные переживания человека, что может быть выражено в каких-либо отдельных элементах его творений (элементы картин, герои литературных произведений и т.д.). Именно поэтому в комплексе с другими характеристиками индивидуума, по отдельным частям его творений можно составить психологический портрет личности.
Однако причиной возникновения внутренних комплексов могут стать не только сильные эмоциональные «всплески», сопровождающееся ясным восприятием на уровне апперцепции, но и более «пассивные» на эмоциональном уровне факторы, способствующие неполноценному формированию личности. При этом индивид может и не испытывать сильного эмоционального потрясения, т.е. на эмоционально-чувственном плане это может и не восприниматься, однако в подсознании это наложит определенный отпечаток. В этом случае имеет место механизм перцепции, т.е. смутное и бессознательное восприятие, также сопровождающийся возникновением комплекса из-за осознания индивидом своей неполноценности. Факторами, способствующими неполноценному формированию личности, могут стать либо отсутствие отца или матери в первые годы жизни, либо подавление каких-либо особенностей личности, навязывание чего-либо несвойственного ей, подавление эмоциональных сфер психики и т.д. Неполноценность в плане семейного воспитания, взаимоотношений в социальной среде откладывается на подсознательном уровне в виде комплекса, который и может найти свое выражение в форме творчества.
В обоих случаях наблюдается возникновение комплексов на внутреннем плане, что позволяет интерпретировать творчество как определенным образом преобразованные внутренние комплексы, возникающие из-за подавления эмоциональных сфер психики, сильных негативных установок на эмоционально-чувственном плане, из-за недостаточного выражения во внешнюю среду стали причиной возникновения острой потребности самовыражения личности посредством творческой деятельности.

  1. Интуиция, как неотъемлемая часть творческой личности.

Кроме того, неотделимой составляющей творческого процесса является интуиция, благодаря, которой человек отгадывает скрытые гармонии и соотношения. Происходит синтез частей в единое целое достигается с помощью интуиции.

Само понятие «интуиция» достаточно древнее и существует множество его трактовок, но общим для всех его толкований является подчеркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличии от опосредованного, дискурсивного. Данное понятие по сравнению с понятием «интеллект» развивалось в противоположном направлении. По мере того, как понятие «интеллект» становилось все более предметным, конкретным и содержательным, понятие «интуиция», в свою очередь, становилось все более беспредметным и абстрактным (М. Вертгеймер, 1987). Итак, интуиция — специфический метод познания, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода (Р.М. Грановская, 1988). Р. Декарт считал, что с помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений и доказательств как промежуточных звеньев познания. В настоящее время считается, что переход от одной логической системы к другой при рассуждении, возможны лишь с помощью интуиции. Ж. Пиаже рассматривает интуицию как образное мышление, характеризующее, главным образом, дологическую стадию развития интеллекта. Он считал, что с возрастом роль интуиции несколько уменьшается и она уступает место более социальному типу мышления — логике (Р.М. Грановская, 1988).

З. Фрейд полагал, что интуиция — это скрытый бессознательный первопринцип творчества. Он выделял также характерные черты для интуиции:

· непосредственное интуитивное познание — достижение цели без предшествующего рассуждения;

· уверенность в правильности результата, как бы ничем не оправданная;

· значимость предварительного накопления знаний (Р.М. Грановская, И.Я. Березная, 1991).

Н.В. Гончаренко (1991) дал такое определение: «интуиция — феномен подсознательного вмешательства в творческий процесс неосознанных импульсов, играющих иногда исключительную роль в том порыве мысли, следствием которого является ее наиболее продуктивные взлёты. Высокоразвитая интуиция, подсознание и подсказывает часто гипотезу, догадку, т. е. Подготавливает тот творческий скачек мысли, который приводит ранее непреодолимую проблему к разрешению.

А. Маслоу (Интуиция, логика, творчество, 1987) утверждал, что логические и чувственные компоненты дополняют друг друга. Он выделил две фазы:

1. Первая фаза характеризуется импровизацией и вдохновением. При этом творческая личность в состоянии вдохновения утрачивает прошлое и будущее, и живет только настоящим моментом, человек полностью погружен в предмет, очарован и загружен настоящим, текущей ситуацией, происходящей здесь и сейчас, предметом своих занятий.

2. Вторая фаза — это разработка или логическая разработка идей, возникающих в первой стадии.

В качестве основных особенностей интуитивного решения, обычно, отмечают чувственность образов, неосознанность способов получения результата, большую значимость пространственно-временных компонентов, целостность восприятия. Все это является функциями правого полушария головного мозга человека. Но поскольку результат интуитивного решения осознается и сможет быть оречевлен, а также проверен на логическую непротиворечивость, в таком случае, необходимо отменить, участие и левого полушария головного мозга. Обычно никакие подготовительные и промежуточные этапы этого процесса не осознаются (Р.М. Грановская, 1988).

Создается впечатление, что за счет многократных межполушарных переходов творческий процесс решения сложной задачи имеет не однонаправленный, а как бы полуциклический характер. При этом, на каждом цикле вводиться новая информация и используются новые методы её анализа, и, тем самым, продвигается решение задачи. Вероятность каждого из переходов зависит от этапа решения и типа задачи. Таким образом, правое и левое полушария играют в процессе интуитивного решения каждое свою роль. То есть логика гарантирует достоверность и служит орудием доказательства. А правосторонняя обработка информации, способствует целостному восприятию, служит орудием изобретательства. Интуитивный и осознанный процессы выбора решений тесно переплетаются и представляют собой последовательность логических и подсознательных этапов. Существуют пять основных видов теорий на то, в каком полушарии происходит интуитивное решение «задачи», а поскольку интуиция на прямую связана с творческим процессом, то и на него:

1. В левом полушарии происходит постановка задачи, затем происходит неожиданное решение (в правом) и осознание результата — снова в левом.

2. Постановка задачи происходит в правом полушарии; решение и осознание результатов — в левом.

3. Постановка задачи и решение происходит в правом полушарии, а осознание результата в левом.

4. Постановка задачи, решение и осознание результата — все происходит в левом полушарии.

5. Постановка, решение и осознание результата — все происходит в правом полушарии (Р.М. Грановская, И.Я. Березная, 1991).

В заключение можно отметить, что одной из важнейших задач современной педагогики является формирование у человека способности быть творцом, что позволит ему достигнуть успехов в различных видах деятельности. Погружение личности в атмосферу творчества способствует удовлетворению ее потребности в активном познании нового. Эффективность использования потенциальных возможностей человека, о которых речь шла в работе, зависит от глубокого понимания закономерностей развития личности, индивидуальных и возрастных особенностей, а также от организации высокоэффективной деятельности, т.е. деятельности творческой.Так же можно отметить, что креативы должны бытьсклонны к психофизиологическому истощению в ходе творческой активности, так как творческая мотивация работает по механизму положительной обратной связи, а ра­циональный контроль эмоционального состояния при творческом процессе ослаблен. Следовательно, единственный ограничитель творчества — истощение психофизиоло­гических ресурсов (ресурсов бессознательного), что неизбежно приводит к крайним эмоциональным состояниям. Исследования показали, что одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональной сфе­ре, а также в сфере межличностных отношений (Рудкевич Л. А., Рыбалко Е. Ф., 1997). То же относится и к детям с IQ выше 180 баллов. Аналогичные выводы о высокой тревожности и плохой адаптированности твор­ческих людей к социальной среде приводятся в ряде других исследований. Такой спе­циалист, как Ф. Баррон, утверждает, что, для того чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком; следовательно, эмоциональные нарушения, искажающие «нор­мальное» видение мира, создают предпосылки для нового подхода к действительно­сти. Однако возможно, что здесь перепутаны причины и следствия, и невротические симптомы есть побочный результат творческой активности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: