Августин Блаженный | Фома Аквинский |
Разделение труда на физический и умственный труд равноценно и не должно влиять на положение человека в обществе. | Разделение труда(деление людей по профессиям) обусловлено Божественным провидением и склонностями людей. |
Богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро, должно создаваться трудом людей независимо от их статуса. Нетрудовое накопление золота и серебра («искусственное богатство») являются грехом. | Богатство (золото и серебро)–является источником приумножения частной собственности и дается людям Богом согласно их статусу. |
Обмен является актом свободного волеизъявления людей. Обмен должен вестись на основе равной взаимной выгоды или равных потерь независимо от статуса обменивающихся лиц | Обмен может приводить к разной степени выгоды или потерь вследствие того, что в обмен вступают лица разного статуса. Обмен не обеспечивает равенство извлекаемой пользы, т.к. в результате часто случается, что вещь «поступает на пользу одному в ущерб другому». |
Принцип справедливой цены – ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства (затратный принцип). | Затратный принцип установления справедливой цены считается неточным, т.к. он может не доставить продавцу того количества денег, которое соответствовало бы его положению в обществе, и нанести ущерб продавцу. Справедливая цена – это цена товара, позволяющая покрыть затраты на его производство и дать продавцу возможность поддерживать свой социальный статус |
Процент - доход ростовщика и торговая прибыль, извлекаемая из крупных сделок, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как грешные явления. | Ростовщический процент и прибыль торговцев допустимы, если извлекаются трудом, связаны с транспортными и прочими издержками, а также риском. Процент - плата за риск невозврата долга, считает его вполне справедливым явлением |
Деньги, по утверждению Ф. Аквинского, возникают в результате договоренности, для удобства обмена. Создаются деньги по указанию королевской власти: она чеканит монету и обозначает ее ценность. Каноник выступает против «порчи» денег, рекомендует копить и хранить денежный запас. Он - сторонник частной собственности, ее умножения и защиты.
Последователи Ф. Аквинского — средневековые схоласты — опирались не на опыт, практику, а на авторитет источников, каковыми являлись писания отцов церкви, труды Аристотеля. В качестве аргументов привлекались цитаты, систематизация и истолкование понятий, методы формальной логики.
Положительным в наследии представителей этой школы является стремление представить не разрозненные понятия, а систему категорий, хотя и не связанных органично с действительностью.