Тема 5. Механизм рынка совершенной конкуренции.
- Характеристика рынка совершенной конкуренции.
- Конкурентное предложение и издержки производства.
- Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
- Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
- Излишек производителя.
Характеристика рынка совершенной конкуренции.
Рынок совершенной конкуренции – свободный рынок. Его признаки:
- неограниченное число участников рынка, свободный доступ и выход с рынка.
- мобильность всех экономических ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и др.).
- полная экономическая информация о рынке у производителя и потребителя.
- однородность одноименных продуктов.
- стоимость отвергнутых возможностей.
Конкурентное предложение и издержки производства.
Уровень издержек оказывает определяющее воздействие на размер прибыли (поскольку в условиях рыночной конкуренции производитель практически не может воздействовать на уровень рыночной цены), а также на размеры производства. Те или иные ресурсы в производстве могут быть использованы по-разному; при принятии экономических решений необходимо сопоставить ожидаемые выгоды от альтернатив, т.е. учесть альтернативные издержки (альтернативную стоимость ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их применения).
|
|
Как правило, основная часть затрат фирмы представляет собой явные издержки – денежные выплаты поставщикам фактором производства (т.е. затраты на оборудование, сырье, энергию, зарплату, аренду и т.д.). В то же время в производстве могут использо-ваться ресурсы, принадлежащие самой фирме (собственный капитал, собственные помещения, собственные специалисты), на оплату которых она не несет непосредственных денежных расходов; издержки за использование таких ресурсов называются неявными издержками.
Также в понятие экономических издержек должна включаться нормальная прибыль как минимальный доход предпринимателя, необходимый для привлечения и удержания его ресурса в производственном процессе (процент на собственный капитал, арендная плата за сдаваемое помещение, доход от продажи собственных услуг и т.д.).
Прибыль различается на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и явными издержками. Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и всеми издержками (включая нормальную прибыль предпринимателя); это доход, полученный сверх нормальной прибыли.
Издержки в краткосрочном периоде подразделяются на две категории: постоянные и переменные. Постоянные издержки (FC) – это расходы, которые остаются неизменными независимо от количества производимой продукции (плата за аренду помещения, затраты на оборудование, зарплата административного персонала и т.д.). Переменные издержки (VC) меняются в прямой зависимости от объема производства (покупка сырья и рабочей силы). В начале производства они растут очень быстро; со временем, когда складывается фактор экономии на массовом производстве (эффект масштаба), переменные издержки сокращаются; в дальнейшем, когда вступает в силу закон убывающей производительности (рост масштаба производства становится неэффективным, что связано, прежде всего, с падением спроса), переменные издержки вновь возрастают (рис. 6.1).
|
|
Разделение издержек на постоянные и переменные имеет смысл только в краткосрочном периоде. В краткосрочном периоде постоянные издержки остаются неизменными. В долгосрочном периоде все издержки становятся переменными.
Валовые (общие) издержки (TC) представляют собой сумму постоянных и переменных издержек (рис. 6.1). или
Средние издержки (AC) – издержки на единицу продукции. Кривая средних издержек имеет U-образную форму: сначала средние издержки весьма высоки, что связано с распределением больших постоянных издержек на небольшой объем продукции; по мере увеличения производства они сокращаются; большее влияние на них начинают оказывать переменные издержки, по закону убывающей доходности кривая идет вверх (рис. 6.2).
т.к. , то