Тема: Ученик как субъект воспитания
1) Междисциплинарный подход к воспитанию. Психологическая сущность воспитания.
2) Проблемы психологии воспитания. Принципы воспитания.
3) Соотношение понятий: «формирование», «становление», «социализация», «воспитание».
4) Соотношение видов развития и видов воспитания человека.
5) Типы взаимосвязи обучения и воспитания.
6) Виды и способы влияния в воспитании. Психологические условия, при которых воспитание будет более эффективно. Смысловые барьеры.
7) Основные внутренние факторы развития человека. Методы и приёмы самовоспитания.
8) Дети риска, школьная дезадаптация.
Междисциплинарный подход к воспитанию. Психологическая сущность воспитания.
«Воспитание»:
ФИЛОСОФИЯ – рассматривает под углом зрения становления человека, изучает место системы воспитания, образования в обществе.
СОЦИОЛОГИЯ – рассматривает структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, которые выполняют воспитательные функции.
ИСТОРИЯ - изучает становление и преобразование учебно-воспитательных институтов, целей, содержание и методов воспитание в различные исторические эпохи.
ПЕДАГОГИКА - рассматривает цели и задачи воспитания, его средства и методы, способы их реализации на практике, а также содержание воспитание.
ПСИХОЛОГИЯ – рассматривает воспитание как всеобщую форму психического развития.
И другие науки.
Психологическая сущность воспитания заключается:
1) в формировании мотивов поведения.
2) в формировании привычек поведения, в которых реализовались бы эти мотивы.
Проблемы психологии воспитания. Принципы воспитания.
Проблемы психологии воспитания:
- проблема механизмов, закономерностей процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях образовательного процесса;
- проблема соотношения и разграничения воспитания, обучения и социализации;
- проблема зависимости формирования различных свойств личности от возрастных и индивидуальных особенностей учащегося;
- проблема мотивационной сферы учащегося, её направленности, нравственных установок;
- и др.
Принципы воспитания:
1) Ориентация на ценностные ориентации.
(постоянство профессионального внимания педагога к формирующемуся отношению воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду и т. д.))
2) Принцип субъектности.
(педагог максимально содействует развитию способности ребёнка осознавать свое «Я» в связи с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и для своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений)
3) Принятие ребёнка как данности.
(признание за ребёнком права на существование его таким, каков он есть, уважение к его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, её уважения вне зависимости от успехов, развития, положения, способностей)