Классификация способностей

Самая простейшая классификация разделяет способности на природные и социально обусловленные. Но такое деление не вполне правомерно. Корректнее говорить о способностях, в которых большее значение играют задатки и способности, где большее значение отдается социальным факторам.

Существует также разделение на общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи в самых различных сферах жизнедеятельности, а с пециальные проявляются в специфических, особых видах деятельности человека.

Выделяют также теоретические и практические способности, учебные и творческие, коммуникативные и предметно - деятельные.

Теоретические способности – способности к видам деятельности, подразумевающие хорошо развитое абстрактно-логическое мышление.

Практические способности - способности к видам деятельности, подразумевающие умение практически действовать и организовывать практическую деятельность других людей.

Говоря о способностях нельзя обойти вниманием такие понятия как одаренность, талант, гениальность.

Одаренность – совокупность ряда способностей, обуславливающих особенно успешную деятельность в определенной области и выделяющих индивида среди других лиц, выполняющих такую же деятельность.

Талант - совокупность ряда способностей, позволяющая получить результат деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью.

Гениальность – высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности.

В современной психологии вопрос о способностях ста­вится чаще всего в связи с тестовыми измерениями интел­лектуальных способностей. Первые попытки измерения ин­теллекта возникли в связи с практической потребностью выявления особо одаренных или отстающих в своем раз­витии детей с тем, чтобы и тем и другим создать при обучении условия, соответствующие их возможностям. Для этой цели были разработаны различные тесты ин­теллектуальных способностей. В последние десятилетия эти тесты непрерывно улучшаются и совершенствуются, однако и теперь интерпретация итогового показателя ум­ственных способностей как меры интеллекта оставляет место для сомнений.

В настоящее время для исследования интеллекта раз­работаны многочисленные стандартные психологические пробы. На основании исследований по этим тестам вы­числяется коэффициент интеллектуальности (IQ). Он привлекателен тем, что указывает в цифрах уровень интеллектуального развития. Однако поскольку он зависит от культурного и образовательного уровня, субъективного отношения к обследованию и ряда других обстоятельств, применение этого показателя должно быть основано на учете нормативных данных для испытуемых данного развития и возраста.

IQ (по тестуВекслера) Клиническое определение
100 - 80 Норма (средняя)
80 - 70 Пограничные с нормой задержки развития
70 - 50 Дебильность
20 - 50 Имбецильность
Менее 20 Идиотия

При составлении тестов учитывают, что умственные способности могут проявляться в различных формах. Поэтому в «общем тесте» дают словесные, цифровые, зрительно-пространственные задания. Считается, что именно они оценивают основные формы интеллектуаль­ных способностей. Тесты построены так, что если один человек лучше решает словесные задачи, другой — цифровые, третий — пространственные, то ни у одного из них не будет преимущества: их результаты усреднятся и будут сопоставимы. Точно так же усредняются результаты испытуемых с творческим складом ума, ко­торые лучше решают «открытые» задания, где возможен выбор решений, и результаты тех людей, которым легче решать «закрытые» задачи, имеющие единственный от­вет. Разумеется, существуют и специальные дарования, например особые музыкальные способности. Общие тесты не выявляют таких способностей. Однако исследования показали, что и для людей искусства (музыкантов, ху­дожников, артистов) «коэффициент интеллектуальности» играет прогностическую роль. Оказалось, что, чем вы­ше он, тем большего успеха добивается человек в ис­кусстве: у исследованных известных деятелей искусства «коэффициент интеллектуальности» был выше среднего.

Отбросив многие усложняющие моменты, можно сказать, что тесты умственных способностей измеряют скорость мыслительных опе­раций, которая является одной из характеристи­кой умственной продуктивности. Они также измеряют специальную способность манипулировать с материалом различного типа (числами, словами, рисунками) и особое превосходство различных типов умственных процессов (восприятия, запоминания, мышления и т. п.). Они также включают и свойства характера, такие, как упорство, настойчивость, которые очень важны в определении эф­фективности любой деятельности.

Достоверность тестов проверяется прежде всего практикой. Существуют мненния о том, что «коэффициент интеллектуаль­ности» человека отчетливо связан с успешностью его работы, с достижениями в различных областях жизни. Различные исследования показали, что тестовые исследования индивидуальных способностей человека иногда могут помочь при решении некоторых практически важ­ных проблем, например при профессиональном отборе и в медицинской практике. Однако, полагаться лишь на количественные характеристики в изучении уровня развития интеллекта и способностей является неправомерным.

По мнению многих исследователей, внедрение тестовых методик оказалось неплодотворным для изучения интеллекта, особенно его нарушений. Стремясь получить оценку врожденного слабоумия только подсчитыванием «интеллектуального коэффициента интеллекта», исследователи расширяли понятие умственной недостаточности, в то время как во многих случаях невыполнение заданий по предлагавшимся тестам может быть связано с задержкой развития из-за соматической ослабленности или неблагоприятных условий жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: