Тема 2.1. Патопсихология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы
Патопсихология и ее значение для психиатрии и других областей клинической медицины. Основные патопсихологические симптомы и синдромы. Нозологическая специфика патопсихологических синдромов в психиатрии.
Патопсихология относится к пограничным отраслям науки и практики, возникшим на стыке дисциплин, сходных по объекту и проблематике исследований.
По своим целям и решаемым практическим задачам патопсихология направлена на оказание конкретной практической помощи клиницистам, занимающихся проблемами нарушений психики при разнообразных психических расстройствах. Наиболее тесные связи обнаруживаются у патопсихологии с одним из разделов психиатрии – психопатологией.
Вклад Б. В. Зейгарник и ее школы в развитие отечественной патопсихологии.
Тема 2.2. Экспериментальные и тестовые методы патопсихологического исследования
Принципы и методы патопсихологического эксперимента. Дифференциально-диагностическое и экспертное значение патопсихологических исследований. Закономерности изменений патопсихологических симптомов и синдромов в процессе лечения и реабилитации больных.
|
|
Психодиагностические методы и психодиагностические методики, их классификация. Стандартизированные и нестандартизированные психодиагностические методики. Понятие психодиагностического теста. Основа теории тестов. Классификация психологических тестов, их научное и практическое значение. Основные тестологические понятия (валидность, надежность, стандартизация, норма и т. д.). Соотношение качественного и количественного подходов в анализе психодиагностических данных. Основные принципы построения патопсихологического экспериментального исследования:
1) системный качественный анализ психической деятельности больного;
2) моделирование психической деятельности в экспериментальных условиях;
3) апелляция к личности больного, актуализация его личностных отношений;
4) активная позиция патопсихолога во время эксперимента, рассматриваемого как совместная с испытуемым деятельность;
5) выявление не только нарушенных, но и сохранных сторон психической деятельности для опоры на них в психокоррекционной работе.