АСТИКА-НАСТИКА— принятое в индийской философской традиции деление систем на ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Название происходит от санскритского глагола (асти— существует, насти— не существует); оно отсылает к отрицанию неортодоксальными учениями существования “иного мира”, ai иногда и высшей духовной сущности— Аммана. Считается, что в индийской философской традиции сложилось шесть ортодоксальных систем (астика-даршана): ньяя, вайшешика, санюсья, йога, миманса, веданта и три неортодоксальных (настика-даршана); буддизм, джайнизм, локаята. Такая классификация философских школ сформировалась именно в рамках ортодоксальных учений; по одной из самых ранних формулировок, “последователь настики—это тот, кто не признает авторитета Вед” Наиболее авторитетна этимология Панини, который производит слово “настика” от “насти”, утверждая, что последователь настики — это тот, кто полагает, будто нет “иного мира” (паралокам насти), иначе говоря, существования души после смерти. Правда, такое толкование “настики”, по существу, распространяется лишь на материалистов.
|
|
Особенности древнекитайской философии.
Характер китайского философского мышления нельзя рассматривать без учета специфики иероглифического письма. В китайском языке значение слова особенно сильно зависит от контекста. Отдельные иероглифы отображают понятия, которые меняются в зависимости от записанных рядом с ними знаков. При помощи китайского письма удобно выражать комплекс идей в их внутренней смысловой взаимосвязи, но зато намного сложнее выстраивать цепочки дедуктивных выводов и логических доказательств. Иероглифическая письменность определила афористический стиль философских текстов, образность, метафоричность языка. Эта специфическая особенность китайской философии предопределила другую ее характеристику.