Билет 13. Мировоззрение – это обобщенная совокупность знаний, взглядов, убеждений и идеалов человека, в которых выражается его отношение к природе

Билет

Мировоззрение – это обобщенная совокупность знаний, взглядов, убеждений и идеалов человека, в которых выражается его отношение к природе, обществу, человеку.

Мировоззрение выполняет следующие функции:

· ориентационную;

· информационно-отражательную;

· оценочную.

Коренные вопросы мировоззрения: Как устроен окружающий мир? По каким законам он развивается? Что первично: материя или сознание? Как возникло и куда движется человеческое общество? Что является движущей силой социально-экономических и политических процессов? Каково предназначение человека в мире, в чем смысл и цель его жизни?

Свои взгляды и убеждения, свое отношение к явлениям природы и общества имеются у каждого человека. Но в зависимости от подготовки и опыта человека эти взгляды, убеждения и отношения могут быть различными.

В этой связи выделяют:

1. Обыденное мировоззрение, основанное на житейском опыте и здравом смысле. Оно неглубоко проникает в суть явлений. В обыденном мировоззрении правильные идеи и взгляды могут мирно сосуществовать с ошибочными представлениями.

2. Религиозное м ировоззрение, основанное на верованиях в сверхъестественное.

3. Научное мировоззрение основано на осмыслении сущности и причинно-следственных связей, характеризующих природные и общественные явления.

Мировоззрение людей складывается под влиянием следующих факторов:

1. Социально-экономическая среда, политика государства, характер общественных отношений, отраженные в идеологии общества. Но мировоззрение – не пассивный продукт среды, а активная, преобразующая сила.

2. Уровень развития науки и техники.

3. Уровень образования и воспитания, школа.

Основные задачи школы по формированию мировоззрения учащихся:

а) добиваться научно-рационального понимания закономерностей развития природы, общества и сознания людей;

б) убеждать учащихся в познаваемости мира, в решающей роли человека в развитии производительных сил общества, в преобразующей роли сознания людей;

в) вырабатывать у школьников мотивы и умения поступать в соответствии с научным мировоззрением путем участия в созидательной, трудовой и общественной деятельности;

г) научить школьников оценивать явления природы, общественной жизни и деятельности людей с научных позиций, активно выступать против антинаучных взглядов, реакционной идеологии (фашизм, расизм, шовинизм, религиозное сектантство).

Мировоззрение не формируется само по себе, нужна систематическая и целенаправленная работа семьи, школы, государства и общества, а также самих учащихся.

Элементы научного мировоззрения закладываются в сознание ребенка уже в дошкольном возрасте. В начальных классах учащиеся получают первые представления о явлениях природы, жизни и трудовой деятельности людей. С V класса школьники систематически изучают основы наук. Природа выступает объектом естественных наук: математики, физики, химии, биологии, физической географии. Общество – объект изучения на уроках истории, литературы, «ЧОГ», социальной и экономической географии, МХК. Занятия по предметам художественно-эстетического цикла (рисование, музыка) позволяют понять роль искусства и творчества в жизни людей. Изучение каждого предмета имеет мировоззренческий характер. Воздействуя на эмоциональную сферу ученика, учитель имеет возможность усилить эффективность восприятия и усвоения общественно- политических и нравственных идеалов.

Однако усвоение научных знаний служит лишь предпосылкой формирования научного мировоззрения. Но одних знаний недостаточно. Необходимо добиваться «перевода» знаний в устойчивые взгляды, убеждения и идеалы. С этой целью учитель проводит следующую работу:

1. Формирование целостного, системного представления о природе и обществе, понятие о структурной организации материи, о наиболее общих законах их развития (законах диалектики). Каждый отдельный предмет отражает какую-то одну сторону жизни. Чтобы картина мира не была в сознании учащихся разорвана, необходима интеграция знаний, установление межпредметных связей.

Для реализации межпредметных связей проводятся обобщающие уроки, «уроки открытых мыслей» (В.Ф. Шаталов). В старших классах изучаются специальные предметы обобщающего характера («Общая биология», «Общая география», «Человек, общество и государство»), повторяется изучение того, что уже было в V–IX классах, но на более высоком и обобщенном уровне (языки, литература, математика).

2. Формирование у учащихся уверенности в истинности, достоверности изучаемых закономерностей. Этого можно достигнуть при помощи опытной работы, экспериментов, иллюстраций, демонстраций, экскурсий в природу, на производство, в научные лаборатории, в музеи и на выставки достижений народного хозяйства, обращения к первоисточникам, архивным материалам, документам и свидетельствам очевидцев.

3. Воспитание эмоциональной культуры и воли ученика. Соединяя эмоции, чувства учащихся с интеллектом, убеждения легче перевести в действенно-волевую сферу. Нередко разрыв между словом и делом объясняется именно невоспитанностью воли человека, знающего, как надо поступать, но неспособного действовать в соответствии с усвоенными принципами.

4. Формирование общей положительной направленности личности, общего положительного отношения к окружающей действительности – природе, обществу, государству, труду, учебе, собственности, коллективу, другим людям и самому себе. Благоприятные условия для этого складываются при проведении коллективных творческих дел.

5. Личная практика, личный опыт каждого учащегося. Учитель должен создавать условия для накопления учащимися социально-значимого личного опыта. Для этого необходимо усилить практическую ориентацию каждого учебного предмета, трудовую и общественную деятельность учащихся, чтобы, применяя знания на практике, они убеждались в их истинности. Продуктивный труд в школьных мастерских, ученических бригадах, школьных лесничествах, кооперативах и других объединениях, природоохранительные мероприятия, дела милосердия способствует осознанию социальной и личностной ценности гуманистических идей, которые прививаются учащимся.

Педагогу следует быть тактичным при оценке личного мнения каждого ученика и коллектива в целом.

Средства формирования научного мировоззрения:

1. Учебно-познавательная деятельность учащихся. Успех воспитания в процессе обучения определяется такими факторами, как богатство всей духовной жизни школы; духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура; содержание учебных программ; характер методов обучения; организация умственного труда учащихся на уроке и дома.

Так, В.А. Сухомлинский применял:

· задания практического характера, опережающие изучение материала (младшие школьники знакомились с отдельными проблемами науки за 1—2 недели до изучения на уроках);

· самостоятельное составление задач с последующим их решением;

· сочинения, в которых дается простор детской фантазии, литературно-творческие опыты;

· насыщение содержания уроков яркими фактами;

· экскурсии, цель которых – выявить проблемы;

· уроки практического применения знаний;

· уроки, на которых ученики совершенно самостоятельно изучали новый материал.

2. Научно-предметные кружки, факультативы, клубы, научные общества учащихся. В Павлышской школе работали следующие кружки: юных математиков (создали математическую шкатулку – прибор по арифметике), научно-химический кружок, литературно-творческий, библиотечный, кружок художественной (народной) вышивки, кружок художественного чтения, драмкружок (театр сказки), кукольный театр, общество любителей научной фантастики, кружок юных исследователей богатств родного края, клуб юных путешественников, кружок юных астрономов, зеленая лаборатория, кружок юных электротехников и радиотехников, кружок юных любителей автоматики и радиоэлектроники, кружок слесарей-моделистов, кружок юных мотористов, кружок юных строителей, кружок юных биохимиков, кружок юных цветоводов, научно-агротехнический кружок, кружок юных животноводов. В кружках работали секции (например, секция юных почвоведов научно-агротехнического кружка). Вообще многие кружки — с приставкой «научно-».

3. Интеллектуальные состязания: конкурсы юных математиков, физиков и т.д., олимпиады, турниры смекалистых, клубы любознательных, познавательные игры типа «В мире удивительных открытий», «В мире любопытных фактов», «В мире разгаданных и неразгаданных тайн».

4. Внеклассное чтение. Обзоры научно-популярной литературы: «Приключения великих уравнений», «Люди как боги», «О человеке и его крыльях», «Твои возможности, человек». Устные журналы: «Хочу все знать», «Патенты природы», «Над чем работают ученые», «Наука и космос».

5. Внеклассные мероприятия познавательного характера: беседы («Из истории открытий», «Власть над веществом»), диспуты, конференции, «круглые столы» («С какими знаниями ты уйдешь в жизнь?», «Хорошо учиться – твой долг или одолжение?», «Способности – от рождения, или они приобретаются?», «”Хочу” и “надо” в учебе», «Предметы нужные и ненужные», «Твои знания и будущая профессия»), вечера ответов на вопросы, предметные недели и декады, выпуск предметных стенных газет и печатных бюллетеней.

6. Беседы с психологом, классным руководителем о НОТ учебного труда. В V–VII классах: «45 минут урока: много это или мало?», «Цена минуты», «Я, минута и знания», «Слушать учителя – это работа», «Как быть внимательным», «Как успешно выполнять домашнее задание», «Как быстрее выучить стихотворение», «Решать задачи – надо уметь», «Делу время – потехе час»

Билет.

Умственное развитие - это процесс формирования интеллектуальных сил и познавательных процессов человека, происходящий в результате всей суммы жизненных влияний и воздействий. Оно связано с целенаправленной деятельностью воспитателей по развитию мышления учащихся, формированию у них научного мировоззрения. В основе умственного воспитания лежит обучение, имеющее целью вооружение учащихся системой научных знаний, разного рода интеллектуальными и практическими умениями и навыками.

Важнейшей задачей умственного воспитания является вооружение учащихся знаниями. Объем знаний, которыми овладевает современный молодой человек, определяется программой общего среднего образования, профилем последующей профессиональной подготовки, а также кругом личных познавательных интересов, удовлетворяемых на основе самообразования.
Другая не менее важная задача умственного воспитания - формирование научного мировоззрения, в основе чего лежит диалектико-материалистическое понимание научной картины мира, уяснение основных законов развития природы и общества. Составной его частью является выработка правильного отношения к религии, которое должно формироваться с позиций научного атеизма, на основе активного противопоставления научного материалистического и религиозного подхода к объяснению отдельных фактов и явлений.
Одной из важнейших задач умственного воспитания является развитие умственных сил и интеллектуальных потребностей учащихся.

Пути решения задач УВ -- это обучение и вне-классная работа с учащимися. Проблему умственного развития в процессе обучения разрабатывали у нас Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин и др. Опорой служили выводы Л. Выготского о том, что обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на «зону ближайшего развития»: предъявлять ученикам задания, которые они могут вы-полнить при обучающей помощи взрослых. Согласно этому подходу, умственное развитие обеспечивается, кроме содержания обучения и воспитания, подбором заданий исследовательского характера, на установление причинно-следственных связей, на сравнение и др.

Во внеклассной работе имеются такие формы умственного воспитания: научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады. Учитель и исследователь И. П. Волков для развития ума и других способностей создал комнату творчества учащихся, где они могут пробовать себя в разных занятиях.(5,стр34)

Развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой личности: потребностями, мотивами, интересами. Средства их формирования таковы: содержание учебного и внеурочного материала, методы его подачи и организации мыслительной деятельности, создание положительных эмоций в деятельности детей.

Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения.

Билет 13


Гражданское политическое воспитание представляет с обой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. Оно гражданское потому, что определяется принципиальными общегосударственными, конституционными мировоззренческими позициями, воплощающимися в реальную практику общественных отношений. Оно по-. литическое потому, что обеспечивает уяснение школьниками идеалов и целей, стратегической и тактической линии строительства правового государства по обеспечению коренных интересов большинства народа.
Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, во внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов. Ей присущи противоречия и «механизмы» их разрешения, обеспечивающие эффективность воспитательного воздействия, свойственны также определенные критерии гражданской воспитанности.
Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие. О бразовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности. Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств. высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправлять свои ошибки. Развивающая функция гражданско-политический работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной функцией. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позиций нового политического мышления. Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием.
Цели-функции гражданского политического воспитания реализуются в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. В современном мире вся атмосфера общественной, и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, осознания и осмысления фактов и событий.

Цели и функции гражданского воспитания школьников достигаются и реализуются благодаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного процесса. Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана. Естественно-математические дисциплины сегодня прямо выходят на проблемы глобальной политики. В свете глубоко революционных научных открытий миролюбивая политика России предстает перед учащимися как политика борьбы за выживание человечества, сохранение жизни на Земле.
Предметы общественно-политического и гуманитарного циклов раскрывают перед учащимися картину закономерно развивающегося человеческого общества, переходящего от одной цивилизации к другой.
Большое политико-воспитательное значение для школьников имеют уроки художественно-эстетического цикла — литература, изобразительное искусство, музыка. Они узнают, что искусство связано с политикой, под влиянием художественных обобщений общественно-политической жизни формируют свое духовное ценностно-политическое отношение к явлениям действительности. Изучая литературу, учащиеся познают эстетические явления жизни. Художественные образы положительных героев становятся для них идеалом.
Система «механизмов» гражданско-политического воспитания включает в себя способы и приемы просвещения, прямого воздействия на сознание детей с помощью слова. Необходимость решительного искоренения пустословия, демагогии, формализма, Примитивизма в общественной жизни, в общении с детьми приобретает особый смысл. Своим непосредственным восприятием учащиеся улавливают фальшь, бездушие и протестуют нарушением дисциплины, полным отключением внимания.

Действенность педагогического обращения к детскому сознанию проявляется в пробуждении у школьников внутреннего стремления к политическому самообразованию. Самостоятельная работа с книгой, подготовка докладов политического содержания, участие в обсуждениях — все это порождает и упрочивает потребность в политических знаниях.
Прямое обращение к сознанию детей в- целях гражданского воспитания не будет давать срывов, когда школьники параллельно вовлекаются в общественно полезный труд и общественную деятельность по самоуправлению, участию в общественных делах. Особенно важно, когда в процессе гражданского воспитания школьники непосредственно участвуют в преодолении реальных противоречий, остро ощущаемых и переживаемых ими самими.
Просчеты в воспитании,, кризисные явления в жизни общества порождают у некоторый части молодежи политическую инфантильность и индифферентность, современную обломовщину, стремление замкнуться в кругу узколичных, эгоистических интересов. Переживание школьниками психического состояния отчуждения от общества, неполноценности, незрелости, непричастности, непригодности, обусловленного плохой организацией трудового и нравственного воспитания, порождает гражданский вакуум, готовит в сознании молодежи благодатную почву для восприятия антиобщественных, антиконституционных влияний.
Кроме того, официальное, нередко формальное, принудительное политическое воспитание в школе вступает в острое противоречие со стихийно складывающимся обыденным сознанием молодежи. Обыденное отношение школьников к личной и общественной жизни формируется в семье, в неформальном общении, под воздействием неорганизованных влияний средств массовой информации. Некоторые ребята, получая в школе гражданско-политические знания, оценки политических событий, сталкиваются в семье с равнодушным отношением к трагическим событиям в стране, с мещанскими взглядами, аполитичными высказываниями, с эгоистическим укладом семейной жизни.
Слабая связь жизни.детей с трудом создает почву для укрепления догм мещанского обыденного сознания, которое является благоприятной средой для упрочения в детском сознании асоциальных идей, извращенных фактов, лживых сведений. Разрешение противоречий, устранение недостатков осуществляется в целостном воспитательном процессе, органично связанном с жизнью и производительным трудом. Гражданское сознание подкрепляется формирующимся нравственным, правовым, эстетическим. В свою очередь оно является мощным стимулом нравственной активности, трудовой, общественной, творческой деятельности детей, проникает в другие виды общественного сознания, пронизывает их.
Завершают систему воспитания.гражданского сознания школьников критерии гражданской зрелости. Всеобъемлющим критерием является единство слова и общественно ценного дела. Гражданская сознательность ребенка проявляется в направленности его поступков. Гражданская воспитанность предполагает овладение политической культурой: политической грамотностью, способностью переживания высших гражданских чувств, потребностью проявления общественной активности, стремлением к практическому участию в деятельности общественного самоуправления, политических событиях и кампаниях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: