Тема: Сущность процесса обучения.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность, движущие силы и функции процесса обучения.
2. Учение как особый вид познания. Общее и различие процессов познания и учения.
3. Этапы процесса обучения. Задачи учителя на каждом из этапов.
4. Процесс обучения как система.
Литература:
1. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1999. С. 66-67, 265-269.
2. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование. // Педагогика. 1994, № 5.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М., 2001 С.20-30.
4. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002
5. Седова Л.Н., Штых И.В. Теория обучения. Пособие для сдачи экзамена. М., 2006.
Задание к занятию:
Составьте план-конспект урока по своему предмету на избранную тему. В плане отразите все этапы процесса обучения; укажите, как вы подготовите учащегося к восприятию, как обеспечите восприятие, запоминание, применение на практике усвоенного и контроль.
Занятие 21.
Тема: Закономерности и принципы обучения.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность закономерностей и принципов обучения, соотношение принципов с закономерностями и правилами обучения.
|
|
2. Характеристика принципов обучения.
3. Взаимосвязь и взаимообусловленность принципов обучения.
Литература:
1.Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. М., 1989. С. 103-114.
2.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М., 2001. С.35-50.
3.Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М. 1987.
Занятие 22-23.
Тема: Методы и средства обучения.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность метода и приема обучения.
2. История развития методов обучения.
3. Многомерные классификации методов обучения.
4. Оптимальный выбор учителем системы методов в учебном процессе.
5. Средства обучения и их классификация.
Литература:
1.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М., 2001. С.68-74.
2.Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988.
3.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.
Задание к занятию:
Допишите в своем плане-конспекте урока методы обучения, которые вы предполагаете использовать. Докажите, что они представляют собой оптимальную систему для предполагаемых условий.
Занятие 24-25.
Тема: Формы обучения. Современные модели организации обучения.
Вопросы для обсуждения
1. Из истории развития форм организации обучения.
2. Классно-урочная система обучения. Ее достоинства и недостатки.
3. Типология и структура урока. Нестандартные уроки.
4. Стратегия современного урока.
5. Внеурочные формы обучения.
Литература:
1. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М., 1988.
2. Татарченкова С.С. Урок на педагогический феномен. СПб., 2005.
3. Булатова О.С. Искусство современного урока. М., 2006.
|
|
4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. М.,2001.
5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. М.,2001.
6. Востокова Е.В. Формы обучения: категория дидактики и предметных методик// Педагогика, 2002, №4.С.33.
7. Ершова А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для учителя/ А.П. Ершова, В.М. Букатов; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т.- 4-е изд., перераб. и доп.-М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010.-344с.
Задание к занятию:
1. Разработайте 2-3 варианта уроков на одну тему. Обоснуйте правильность выбора формы для предполагаемых условий. Подготовьтесь выступить в роли учителя на семинарском занятии. Оценивать ваш план и характер исполнения будут студенты, играющие роли учеников и методистов.
2. Разработайте план нестандартного урока или внеурочного мероприятия, связав учебный предмет по своей специальности с культурой.