Содержание практических занятий
ТЕМА 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ
Задачи занятия: сформировать у студентов знания об экологии как науке, изучающей взаимоотношения организмов с окружающей их средой; об основных последовательно усложняющихся объектах (уровнях) экологического изучения – экосистемах, их своеобразии и значении; о необходимости правильного использования термина «экология»; о важной роли экологических знаний в жизни человека.
Методические указания к теме практического занятия
I. Внеаудиторная работа студентов
1. Знать содержание и уметь пользоваться следующими терминами: экология, биоэкология, геоэкология, синэкология, аутэкология, экосистема, биота, биоценоз, биогеоценоз, ареал, биом, популяция, вид, биотоп, экотоп, экологическая ниша, эмерджентность, гомеостаз, сукцессия, экологический фактор, конвергенция, природная среда, среда обитания, среда биотическая, среда абиотическая, условия существования, природный объект, природный ресурс, охрана окружающей среды, природопользование, экологическая безопасность.
|
|
2. Составить логические схемы: структура современной экологии, связь экологии с другими науками.
3. Рассчитайте индекс сходства двух фитоценозов (растительных компонентов биоценоза), используя формулу Жаккара: К= С×100% / (А+В), где А – число видов данной группы в первом сообществе, В – во втором, а С – число видов, общих для обоих сообществ. Индекс выражается в процентах сходства.
Первый фитоценоз – это сосняк – черничник: сосна обыкновенная, черника, брусника, блестящий зеленый мох, майник двулистный, седмичник европейский, ландыш майский, гудайера ползучая, грушанка круглолистная.
Второй фитоценоз – это сосняк – брусничник: сосна обыкновенная, брусника, блестящий зеленый мох, ландыш майский, грушанка средняя, зимолюбка, вереск обыкновенный, кукушник, плаун булавовидный.
4. Подготовиться к вопросам, выносимым для обсуждения на аудиторном занятии.
При подготовке к первому вопросу необходимо рассмотреть эволюцию понятия «экология». Привести классификацию определений экологии. Разобраться в отличии понятий «природопользование», «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность» и «экология». Раскрыть роль экологизации для комплексного изучения объектов и явлений природы и происходящих в ней процессов. При анализе структуры макроэкологии необходимо раскрыть вопросы, относящиеся к общей экологии, биоэкологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, прикладной экологии.
Показать место экологии в системе наук. История становления экологии как науки показывается через труды Гиппократа, Платона, Аристотеля, Авиценны, Парацельса, Линнея, Ломоносова, Ламарка, Гумбодьда, Дарвина, Геккеля, Докучаева, Вернадского, Сукачева, Морозова, Ю. Одума, Реймерса, Моисеева.
|
|
Отвечая на второй вопрос, студентыуясняют, что является объектом экологии, дают развернутое определение экосистемы, приводят классификацию экосистем. При характеристике предмета экологии (отношений) необходимо показать его многообразие и сложность.
Раскрыть содержание цели и задач экологии. Показать роль экологических исследований и обобщений, прежде всего в обеспечении сохранения пригодной для жизни человека окружающей среды.
При подготовке к третьему вопросу студенты должны уяснить:
1) соотношение понятий экосистема, биогеоценоз, биоценоз, биотоп. Рассмотреть свойства экосистем.
2) на конкретных примерах окружающей среды раскрыть содержание и показать умение пользоваться следующими понятиями: биота, ареал, биом, популяция, экологическая ниша, гомеостаз, сукцессия, экологический фактор.
Готовясь к четвертому вопросу, студенты должны:
- осмыслить понятие «среда» с позиций экологии (внешняя среда, окружающая среда, природная среда, биотическая и абиотическая среда, среда обитания).
-изучить абиотические (климатические: свет, температура, влага, движение воздуха, давление, эдафогенных: механический состав, влагоемкость, воздухопроницаемость, плотность, орографические: рельеф, высота над уровнем моря, экспозиция склона, химических: газовый состав воздуха, солевой состав воды, концентрация, кислотность и состав почвенных растений), биотические (фитогенные: растительные организмы, зоогенные: животные организмы, микробиогенные: вирусы, простейшие бактерии, антропогенные) факторы окружающей среды.