Иллюстрации представляют собой средство образной наглядности. К иллюстрациям относятся фотоснимки, репродукции, рисунки, эскизы, чертежи, планы, карты, схемы, графики, диаграммы и др. Использование иллюстраций целесообразно, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию.
Требования, предъявляемые к иллюстрациям:
a) методическая целесообразность, возможность яснее, точнее и образнее представить излагаемый учебный материал;
b) отсутствие излишних (малозначимых) подробностей, способных отвлечь читателя от основного содержания;
c) представление иллюстративного материала в пригодном для воспроизведения виде;
d) единообразие техники исполнения однотипных иллюстраций.
Правила оформления иллюстраций в тексте в соответствии с требованиями СТП 3.4.204-01, п. 5.6:
a) иллюстрации обозначают словом “Рисунок” и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;
b) если в тексте только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово “Рисунок” не пишут;
c) слово “Рисунок”, порядковый номер иллюстрации и ее название помещают под иллюстрацией. При необходимости перед этими сведениями помещают поясняющие данные.
Иллюстрации располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации в тексте должны быть ссылки.
При ссылках на иллюстрации следует писать “... в соответствии с рисунком 2” при сквозной нумерации и “... в соответствии с рисунком 1.2” при нумерации в пределах раздела.
Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (под рисуночный текст). Слово “Рисунок” и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 – Схема информационных потоков.
Допускаются нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например - Рисунок 1.1.