Отечественная историография

Содержание

Введение С.3-11
Глава I. Формирование основ нацистской идеологии антисемитизма С.12-28
Глава II. Подготовка сознания немецкого народа к восприятию образа врага в лице еврея. С. 29-47
Глава III. Решение «еврейского вопроса» С. 48-55
Заключение С.56-58
Список использованных источников и литературы С.59-60

Введение

Германия в эпоху господства национал-социализма вызывает в последнее время интерес отечественных и зарубежных исследователей, а также широкой общественности в нашей стране и за рубежом. При исследовании различных аспектов деятельности гитлеровского правительства ученые историки очень часто обращаются к пропаганде, которая пронизывала все стороны жизни немцев при национал-социализме. Немецкий историк Ганнс-Ульрих Тамер назвал свою книгу о Третьем рейхе «Пропаганда и насилие», показав тем самым основы, на которых покоилось нацистское господство. Пропаганда – важнейший инструмент, с помощью которого осуществляется контроль над массовым сознанием. Пропаганда была служанкой в политике Третьего рейха. Она подготавливала умы многомиллионного населения к радикальным и жестоким действиям властей. Пропаганда и по сей день играет свою идеологическую роль в различных государствах современного мира. И чем продуманнее и шире она, тем большее влияние оказывается на сознание людей, и тем могущественнее это государство. Это составляет актуальность данной работы.

Антисемитизм был присущ народу во многих странах того времени. Неприязнь к евреям существовала в странах Европы со Средних веков. Но такое, чтобы антисемитизм стал составной частью государственной идеологии, произошло впервые только в Германии в 1933-1945 годах. Антисемитизм идеологически оформился с помощью пропаганды. Появилась пропаганда антисемитизма, которая стала внедрять в сознание людей необходимость принятия жестоких мер по отношению к еврейскому населению. Пропаганда антисемитизма привела в итоге к геноциду еврейского народа или, как стали называть это позже, к Холокосту.

Отечественная историография

Рассматривает пропаганду антисемитизма в совокупности со всей политической нацистской пропагандой. Советский историк А. А. Галкин полагает, что пропаганда отвечала потребностям масс, на которые была направлена. Отсюда ее такой большой успех. Антисемитизм проявлялся в сознании народа, но на низком, бытовом уровне. Пропаганда придала антиеврейским взглядам нужную агрессивность [1].

Исследовательница дневниковых записей Геббельса Е. М. Ржевская отмечает, что на пропаганду, в частности на пропаганду антисемитизма, существенно повлияла личность самого министра пропаганды. Автор была военной переводчицей в годы Второй мировой войны, присутствовала при идентификации тел семьи Геббельса в Берлине в мае 1945г., а также участвовала в дешифровке дневников министра пропаганды. Но в работе нет полной и объективности характеристики Геббельса, потому что по кратким отрывкам из его записей создать целостный портрет почти невозможно[2].

Мастерство Геббельса как пропагандиста подчеркивает в своей работе «Коричневые диктаторы» и Л. М. Черная. Успех пропаганды непосредственно зависел от личностных качеств и таланта того, кто ей управлял. Глава, посвященная Геббельсу, полна публицистических лозунгов, не подтвержденных фактами[3]. Работа крайне субъективна в оценке личности министра пропаганды и его деятельности.

Совместные научно-популярные работы Д. Е. Мельникова и Л. М. Чёрной также насыщены популистскими трактовками. Как заявляют сами авторы, цель книги «Преступник номер 1» показать истинное лицо Гитлера в противовес западной литературе, которая искажает факты[4]. В работе «Империя смерти: Аппарат насилия в нацистской Германии» провозглашается, что главный враг Гитлера был Советский Союз, и механизм уничтожения огромного количества людей был создан только лишь с этой целью[5]. В этих произведениях чётко просматривается советская пропаганда, направленная против капитализма, ибо он считался прородителем национал-социализма и Гитлера. Нацистское руководство хотело в первую очередь избавиться от инакомыслящих партий Германии и евреев. Идеи Гитлера сводились к главенству арийской расы во всём мире, а не только уничтожение советского режима.

В монографии А. М. Ермакова можно найти информацию о том, как правительство Гитлера смогло уничтожить 6 миллионов евреев. Вермахт стал оружием уничтожения человеческих масс. С помощью вермахта осуществлялись цели пропаганды и идеологии антисемитизма[6]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что солдаты и офицеры подвергались идеологической и пропагандистской обработке антисемитизмом. Иначе не было бы уничтожено столько людей.

Зарубежная историография

Уделяет большое внимание личности министра народного просвещения и пропаганды Йозефа Геббельса. В работе американского историка Р. Э. Герцштейна (1976) Геббельс фигурирует как талантливая личность с незаурядными способностями, служившая нацистским идеалам. Его личные взгляды и неприязни определяли цели пропаганды, в том числе пропаганды антисемитизма. Автор подробно рассматривает пропагандистские средства, присутствие в них антисемитизма и влияние на немецкое население[7]. Но далеко не всё зависело в пропаганде только от одного Геббельса. На мой взгляд, автор не учёл влияние Гитлера на пропаганду, ведь он первый провозгласил её задачи в «Майн Кампф».

Личность Йозефа Геббельса также является ключевой в работе американского журналиста Курта Рисса (1947). Противоречивость и абсурдность антисемитской пропаганды объясняется отношением к евреям самого министра пропаганды[8]. В труде Е.Брамштедте, Г. Френкеля, Р. Манвелла выделяются главные аспекты пропаганды, благодаря чему она была столь успешна: тотальность и концентрация. Успех заключался и в том, министерством пропаганды руководил единолично Геббельс.

Работа Клаудии Кунц представляет собой историко-психологическое исследование, во внимании которого – расистская составляющая идеологии нацизма, проникновение ее во все общественные сословия[9].

Для создания полного понимания воззрений Адольфа Гитлера в его труде «Майн Кампф» необходима монография В. Мазера «История «Майн Кампф»». В свой работе автор попытался выполнить критический разбор «Библии нацизма». Через подробнейший анализ лексических и стилевых особенностей «Майн Кампф», Мазер определяет риторику Гитлера, его талант пропагандиста[10].

На мировоззрение Адольфа Гитлера безусловно повлияли факты его биографии. Выделить наиболее важные из них было множество попыток.

Иохим Фест рассматривал биографию фюрера в совокупности с факторами, которые его окружали. Он отмечал, что Гитлер смог прийти к власти только благодаря совпадению его индивидуальных качеств с общественной ситуацией того времени. Общество нуждалось в таком человеке и в итоге его получило[11].

Профессор Ян Кершоу в своём исследовании биографии Гитлера опирался на концепцию М. Вебера о харизматическом превосходстве. Он пытался выделить те психологические факторы, которые способствовали превращению Гитлера в всевластного диктатора[12].

Алан Буллок в сравнительно-исторической монографии «Гитлер и Сталин» попытался изложить целостную историческую картину периода жизни Иосифа Сталина и Адольфа Гитлера, а самих диктаторов как две параллельные линии правления[13]. В работе большое внимание уделяется политической биографии фюрера.

Французский историк Жан Марабини сделал попытку создать общую картину обыденной жизни Берлина во времена власти нацистов. Политические гонения на евреев и антисемитская пропаганда рассматриваются на фоне неспешной жизни граждан[14]. За картинами парадной жизни Берлина скрывается тёмная скрытая сторона репрессий на неугодных режему людей.

Историк Леон Поляков в своём произведении «История антисемитизма» пытается ответить на вопрос, почему евреи были обречены на ненависть со стороны других народов, откуда появились истоки антисемитизма. Автор приводит множество примеров нетерпимости еврейского народа в истории. Основные причины, которые он выделяет, это религиозное отличие от доминирующей религии и экономическое превосходство евреев, также имеющее мистический контекст[15].

Анализируя исторические работы, можно сделать заключение о том, что пропаганда внедрялась абсолютно во все общественные сферы жизни и во все слои общества, будь то интеллигенция, военные или рабочие. Она окружала людей повсюду, где бы они ни находились: в собственном доме, на улице, в театре и кино, в музее, на работе, в школе и в университетах. Нацисты навязывали в сознание немецких граждан свою идеологию и знали, как правильно и продуктивно это нужно делать. Пропаганда против евреев была в составе нацистской пропаганды, идеология антисемитизма была составной частью идеологии нацизма.

Целью работы является выявление этапов пропаганды антисемитизма. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- Выделить цели и задачи пропаганды антисемитизма в 1933-1945годах;

- Определить место пропаганды антисемитизма в нацистской пропаганде;

- Проанализировать методы пропаганды антисемитизма;

- Выявить средства пропаганды антисемитизма.

Объект исследования – пропаганда антисемитизма.

Предмет исследования – факторы, которые обусловили успех антисемитской пропаганды.

Хронологические рамки работы охватывают 1925-1945 годы, с момента выхода в 1925 году программного сочинения Адольфа Гитлера «Моя борьба» и до крушения Третьего рейха в 1945 году.

Для решения поставленных задач привлекался широкий круг разнообразных источников: программные документы нацистской партии; нацистское законодательство, материалы немецкой периодической печати 1933‑1945 гг., антисемитские плакаты и карикатуры, а также источники личного происхождения – дневники и воспоминания.

Основы идеологии нацизма и антисемитизма были заложены в автобиографическом труде Адольфа Гитлера «Моя борьба» - «Библии» национал-социализма. Главный интерес составляет вторая часть, где автор излагает свои антисемитские фантазии и фобии, которые в дальнейшем получат идеологическое оформление антисемитизма. Какими абсурдными и нелепыми не были его идеи воззрения, они легли в основу нацистской идеологии антисемитизма[16].

Позднее расовые мировоззрения Гитлера получили идеологическую оправу в произведении Альфреда Розенберга «Миф XX века», вышедший в 1930 году. Он изложил свои псевдонаучные доказательства превосходства арийской расы, а также ещё более абсурдные обвинения еврейской религии, искусства и науки в недоразвитости и паразитизме. Этот источник – попытка отражения интеллектуальных представителей нацистской элиты научным путём доказать превосходство арийской расы над другими и ничтожество евреев и их культуры[17].

Основным источником по пропаганде антисемитизма является «Дневники 1945 года. Последние записи» Йозефа Геббельса, самого министра пропаганды и просвещения. Геббельс был единственным из нацистской верхушки, кто вел дневниковые записи. Геббельс создавал дневники с целью их последующей публикации после его смерти. Последние записи в дневнике охватывают период с 28 февраля по 10 апреля 1945 года. В дневниках малоинформативное описание событий последних недель Третьего рейха. Но ценность этих записей заключаются в том, что они отражают состояние своего создателя накануне краха, а также оценку своей деятельности и подводит её итог[18].

Источником личного происхождения являются мемуары Отто Штрассера «Гитлер и я». Автор – брат Грегора Штрассера, имперского руководителя НСДАП по пропаганде и по оргработе, принадлежавшего к ближайшему окружению фюрера. Сам Отто Штрассер довольно тесно сотрудничал с Гитлером, вёл запись бесед с ним. В своих воспоминаниях он даёт характеристику 1920-1930-х годов, оценивает личность Гитлера и приход его к власти. Отто Штрассер критикует Адольфа Гитлера, называет его идеи плагиатом, которые он собрал в «Майн Кампф»[19].

Генри Пикер, сотрудник юридической службы в ставке Гитлера, впервые опубликовал «Застольные беседы Гитлера 1941-1942» в 1951 году и представляют собой застенографированные речи фюрера в его ставке Волчье логово. В них Гитлер рассуждает о мировом господстве, об успехах вермахта, о культуре и нравственности и, конечно же, о евреях. Себя Гитлер представляет борцом с мировым паразитом в облике большевика-еврея. При написании «Майн Кампф» он ещё не был у власти и находился в заключении. В «Застольных беседах» Гитлер рассуждает как уже состоявшийся властелин мира. Хотя его мировоззрение 1921года и 1941-1942 годов почти не изменилось[20].

Сборник документов «СС в действии. Документы о преступлениях СС» впервые вышли в свет в 1960 году, цель этого издания, по мнению составителей, доказательство вины капиталистического мира в порождении национал-социализма. Но для исследования важны документы, свидетельствующие о преступлениях против евреев. В сборнике имеется статистические данные вывезенных в концлагеря евреев, а также опись конфискованного имущества евреев. На основе этих документов можно сделать вывод о масштабности геноцида еврейского населения и его бесчеловечности[21].

«Расплата: Третий рейх: падение в пропасть» является сборником материалов Нюрнбергского процесса, показаний подсудимых, мемуаров людей, приближённых Адольфу Гитлеру. Эти документы отражают обширную депрессию из-за неудач немецкой армии на фронте, отчаяние из-за неизбежного возмездия. В такой ситуации представители НСДАП, непосредственно ответственные за преступления, начинают раскаиваться в своих поступках, обвиняя во всём Гитлера[22].

В. В. Захаров и В.Д. Кулишов в своем труде огромное внимание уделяет политике, проводимой в отношении евреев. Сначала евреев унижали, мешали их предпринимательской деятельности, затем заставляли покинуть Германию, а потом и вовсе уничтожали. И все это делалось в соответствии с пропагандистскими указаниями. Пропаганда антисемитизма была инструментом антиеврейских действий. Работа Захарова и Кулишова – сборник газетных статей, пропагандистских листовок и отчетов полиции об антисемитских акциях[23].

Филолог Виктор Клемперер публикует свои воспоминания в книге «Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога». Автор повествует о жизни немецких граждан и евреев и прежде всего о самом себе, ибо ему пришлось пережить страшные испытания и гонения, выпавшие на долю евреев Германии[24].

Американский исследователь Дж. Моссе посвятил свою работу влиянию нацистской идеологии на немецкую культуру. Он отмечает, насколько низко пал культурный уровень того времени. Все средства массовой информации и массовой культуру заполняла пропаганда. Его работа – сборник газетных статей, радиопередач, репертуаров театров, отражающих культурную ситуацию в Третьем рейхе[25].

Указанные источники позволяют решить поставленные исследовательские задачи.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: