Тема 1.1. Роль и место управленческого учета и анализа в системе управления предприятием (форма проведения – семинарское занятие)
Цель занятия: изучить роль и место управленческого анализа в системе управления предприятием.
Литература (2, 3, 8, 12, 13)
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Управленческий анализ среди других экономических дисциплин.
2. Объект и предмет управленческого анализа.
3. Основные понятия управленческого учета и анализа.
4. Методы и задачи управленческого анализа.
5. Формирование информационных потоков в управленческом анализе. Информационное обеспечение управленческого анализа.
6. Пользователи аналитической информации.
7. Формы представления информации. Методы подготовки информации
8. Место управленческого учета и анализа в системе управления предприятием. Содержание управленческого анализа.
9. Виды управленческого анализа
10. Сравнение финансового и управленческого анализа.
11. Роль бухгалтера-аналитика на предприятии
Тема 1.2. Факторы рынка и их влияние на формирование задач и целей управленческого анализа (форма проведения – семинарское занятие)
Цель занятия: изучить факторы рынка и их влияние на формирование задач и целей управленческого анализа.
Литература (2, 3, 8)
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Понятие рынка. Основные предпосылки рыночной экономики.
2. Факторы, определяющие интенсивность конкуренции.
3. Основные механизмы рыночной экономики. Группы факторов рынка.
4. Анализ рынка и спроса на продукцию.
5. Понятие цен. Стратегия ценообразования.
6. Принципы и методы ценообразования.
7. Виды цен, используемых в мировой и отечественной практике.
8. Рынок и взаимоотношения хозяйствующих партнеров. Достоинства и недостатки малого бизнеса.
9. Основные пути формирования рыночных связей.
10. Сферы отношений между поставщиками и потребителями.
11. Основные формы договорных отношений.
Тема 1.3. Классификация и методы поиска резервов производства (форма проведения – семинарское занятие)
Цель занятия: изучить классификацию и методы поиска резервов производства по различным отраслям АПК.
Литература (2, 4, 10)
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Классификация резервов производства.
2. Группировка резервов производства по различным признакам классификации.
3. Методы поиска резервов производства.
4. Основные принципы поиска резервов производства.
5. Понятие факторов в экономическом анализе.
6. Внешние и внутренние факторы
Раздел 2. Особенности управленческого анализа на перерабатывающих предприятиях АПК
Тема 2.1. Анализ и управление объемом производства и продаж (форма проведения – практическое занятие)
Цель занятия: Освоение методики проведения анализа объемов производства и продаж на перерабатывающих предприятиях АПК. Занятие проводится в форме решения задач, дискуссий и аналитического разбора ситуаций.
Литература (4, 5, 6, 9).
Вопросы темы:
1. Раскрыть содержание, цель, задачи анализа производства и продаж продукции
2. Назвать субъекты пользователей и результатов анализа производства и продаж продукции
3. Перечислить и охарактеризовать методы и приемы анализа производства продукции
4. Дать определение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, охарактеризовать показатели анализа выполнения плана по ассортименту
5. Раскрыть механизм влияния структуры производства на объем ее выпуска и другие экономические показатели
6. Назвать основные направления анализа качества продукции
7. Указать известные способы обобщенной оценки выполнения плана по качеству
8. Дать определение ритмичности производства и раскрыть систему показателей ее оценки
9. Назвать факторы, оказывающие влияние на изменение объема продаж
10. Раскрыть содержание анализа выполнения договорных обязательств по поставкам продукции
Задача 1. По данным аналитической табл. 1 требуется:
1) охарактеризовать систему показателей, характеризующих производство продукции;
2) провести анализ выполнения плана по выпуску произведенной продукции организации за отчетный год путем сравнения фактического и планового объема производства, а также данным предыдущего года по приведенным изделиям;
Таблица 1
Анализ выполнения плана по выпуску произведенной продукции организации за отчетный год
Наименование колбасных изделий |
| ||||||||||||||||||||||||||||
«Докторская» | 40 500 | 40 920 | 40 920 | ||||||||||||||||||||||||||
«Молочная» | 34 000 | 34 100 | 33 418 | ||||||||||||||||||||||||||
«Чайная» | 35 000 | 35 090 | 31 900 | ||||||||||||||||||||||||||
«Русская» | 40 000 | 37 760 | 40 120 | ||||||||||||||||||||||||||
«Ливерная» | 29 000 | 28 710 | 30 305 | ||||||||||||||||||||||||||
Итого | |||||||||||||||||||||||||||||
3) рассчитать отклонение планового выпуска продукции от предыдущего года, фактического выпуска продукции от плана и от предыдущего года;
4) дать оценку динамики и выполнения плана по производству продукции.
Задача 2. По данным табл. 2 требуется:
1) охарактеризовать известные приемы, используемые для оценки выполнения плана по номенклатуре и ассортименту;
2) определить выполнение плана по производству весовых вафель и процент, засчитываемый в выполнение плана;
3) дать оценку выполнения плана по ассортименту.
Таблица 2
Анализ выполнения плана по ассортименту
Наименование колбасных изделий | Цена за ед., руб. |
| Засчитывается в счет плана | Выполнение плана, % | ||||||||||
«Докторская» | 102,30 | 400,0 | 400,0 | |||||||||||
«Молочная» | 113,71 | 300,0 | 293,9 | |||||||||||
«Чайная» | 77,98 | 450,0 | 409,1 | |||||||||||
«Русская» | 89,90 | 420,0 | 446,3 | |||||||||||
«Ливерная» | 47,85 | 600,0 | 633,33 | |||||||||||
Итого |
Задача 3. По данным табл. 3 и 4 требуется:
1) провести анализ структуры произведенной продукции, предусмотренной планом и фактически;
2) рассчитать фактический выпуск при заданной структуре и определить изменение объема продукции за счет структурных сдвигов;
3) провести анализ влияния структурных сдвигов на выпуск продукции, используя метод средних цен;
4) дать оценку влияния структурных сдвигов на выпуск продукции и назвать возможные причины их возникновения;
5) определить формы управления структурой продукции в организации.
Таблица 3
Анализ структуры произведенной продукции
Наименование колбасных изделий | Цена за ед., руб. |
| Изменение произведенной продукции за счет структуры, руб. | ||||||||||||
«Докторская» | 102,30 | 400,0 | 400,0 | ||||||||||||
«Молочная» | 113,71 | 300,0 | 293,9 | ||||||||||||
«Чайная» | 77,98 | 450,0 | 409,1 | ||||||||||||
«Русская» | 89,90 | 420,0 | 446,3 | ||||||||||||
«Ливерная» | 47,85 | 600,0 | 633,33 | ||||||||||||
Итого |
Таблица 4
Расчет изменения средней цены за счет структурного фактора
Наименование колбасных изделий | Цена за ед., руб. |
| Изменение средней цены за счет структуры, руб. | ||||
«Докторская» | 102,30 | ||||||
«Молочная» | 113,71 | ||||||
«Чайная» | 77,98 | ||||||
«Русская» | 89,90 | ||||||
«Ливерная» | 47,85 | ||||||
Итого | 100,0 | 100,0 |
Задача 4. По данным табл. 5 требуется:
1) охарактеризовать показатели качества продукции и информационную базу их анализа;
2) провести анализ возрастного состава продукции за отчетный год, используя структурный анализ;
3) рассчитать коэффициент обновления и срок обновления продукции исследуемого предприятия;
4) дать аналитическое заключение по результатам проведенных расчетов.
Таблица 5
Анализ возрастного состава продукции за отчетный год
Показатель | Фактически произведено, тыс. руб. | То же в % к итогу |
Объем продукции, всего: | 100,0 | |
в том числе: | ||
- новая | 22 646 | |
- выпускаемая до 5 лет | 6 111 | |
- выпускаемая от 5 до 10 лет | 3 595 | |
- выпускаемая от 10 до 15 лет | 1 797 | |
- выпускаемая свыше 15 лет | 1 500 | |
- подлежащая снятию с производства |
Задача 5. По данным табл. 6 требуется:
1) рассчитать коэффициенты сортности по плану и фактически, индекс изменения качества продукции;
2) определить влияние изменения качества на стоимостные показатели работы организации;
Таблица 6
Анализ сортности колбасных изделий «Молочная»
Сорт продукции | Цена за ед., руб. |
| |||||||||||||||
Высший сорт | 113,71 | 300,0 | 293,9 | ||||||||||||||
1 сорт | 90,5 | 81,0 | 108,7 | ||||||||||||||
2 сорт | 75,2 | 54,0 | 58,8 | ||||||||||||||
Итого |
3) рассчитать влияние изменения средней цены и количества продукции на объем продукции в стоимостном выражении;
4) обосновать возможные резервы роста объема производства за счет повышения качества выпускаемой продукции;
5) дать аналитическое заключение по результатам проведенных расчетов.
Задача 6. По данным табл. 7 требуется:
1) дать определение ритмичности производства, охарактеризовать ее влияние на конечные результаты производственно-финансовой деятельности организации;
2) назвать показатели, характеризующие степень ритмичности производства и условия их применения;
3) определить удельный вес производства продукции, планируемый в отдельные месяцы квартала, в общем объеме производства по графику и фактически за квартал;
4) определить объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ритмичности;
5) провести анализ ритмичности по выпуску продукции за квартал на основе расчета коэффициента ритмичности;
6) дать аналитическое заключение по результатам проведенных расчетов.
Таблица 7
Анализ ритмичности выпуска продукции за квартал
Период |
| Выполнение плана, коэффициент | Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ритмичности, тыс. руб. | ||||||||||
Первый месяц | 1 860 | 1 500 | |||||||||||
Второй месяц | 1 860 | 2 100 | |||||||||||
Третий месяц | 1 860 | 3 400 | |||||||||||
Итого за квартал | |||||||||||||
Задача 7. По данным табл. 8 требуется:
1) указать источники информации факторного анализа объема продаж;
2) провести балансовую увязку остатков готовой продукции, выпуска продукции и объема продаж;
3) определить выполнение программы сбыта и рассчитать темпы роста показателей;
4) назвать причины наличия остатков готовой продукции;
5) дать аналитическое заключение по результатам проведенных расчетов.
Таблица 8
Факторный анализ объема продаж, тыс. руб.
Показатель | Пред. год | Отчетный год | Абс. отклон. | Темпы роста, % |
1. Остатки готовой продукции на начало года | ||||
2. Выпуск продукции | 22 526 | 36 134 | ||
3. Остатки готовой продукции на конец года | ||||
4. Объем отгруженной продукции за год (п. 1 + п. 2 – п. 3) | ||||
5. Остатки товаров, отгруженных покупателям: 5.1. На начало года 5.2. На конец года | ||||
6. Объем продаж (п.4 + п. 5.1 – п. 5.2) |
Задача 8. По данным табл. 9 требуется:
Таблица 9
Анализ выполнения договорных обязательств за квартал, тыс. руб.
Временной период |
| |||||||||||||||
Первый месяц | 1 860 | 1 500 | ||||||||||||||
Второй месяц | 1 860 | 2 100 | ||||||||||||||
Третий месяц | 1 860 | 3 400 | ||||||||||||||
Итого за квартал |
1) определить выполнение договорных обязательств по поставке продукции за отчетный период;
2) дать оценку выполнения договорных обязательств и вскрыть причины их невыполнения.