Социальный педагог:
·.Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся.
· Изучает особенности личности обучающихся и их микросреды, условия их жизни.
· Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
· Выступает посредником между обучающимися и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
· Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
· Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся.
· Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
|
|
· Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
· Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
· Организует разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
· Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской.
· Обсуждает с обучающимися актуальные события современности.
· Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
· Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих) обучающихся.
|
|
· Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
· Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Специфика социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях разного типа
Дошкольные образовательные учреждения:
· создание условия для эффективного взаимодействия с семьями реальных и потенциальных воспитанников детского сада;
· работа по организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
· Создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-педагогической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве;
· проведение социальной диагностики семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей и ухода за ними;
· посредничество между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Общеобразовательные учреждения
· Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);
· изучение психолого – медико-педагогических особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни;
· выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
· посредник между обучающимся (воспитанником, ребенком) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
· определение задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем;
· принятие мер по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);
· организация различных видов социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;
· установление гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
· содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья;
· осуществление работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями;
· оформление сберегательных вкладов, использование ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости;
· с благотворительными организациями в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
Образовательные учреждения профессионального начального образования
· Оказание помощи в трудоустройстве;
· помощи в жизнеустройстве;
· социальная диагностика и сбор статистических материалов о жизнеустройстве учащихся;
· оформление паспортов патронатного сопровождения выпускников школы;
· посещение предприятий по месту трудоустройства выпускников с целью изучения трудностей и проблем, и оказания социальной и психологической помощи;
|
|
· консультативно-разъяснительная работа с нанимателями и руководителями учреждений образования по месту трудоустройства и информирование выпускников по вопросам социальной адаптации к самостоятельной жизни;
· посещение семей выпускников с целью изучения трудностей и проблем в ней;
· определение направлений и форм
социальной и психолого-педагогической помощи учащимся;
· привлечение учащихся и студентов колледжей к участию в мероприятиях школы.
Специальные образовательные учреждения для детей с девиантным поведением
· Осуществление связи с социальными службами и службами занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации;
· профилактика безнадзорности, бродяжничества детей и подростков с девиантным поведением;
· социально - педагогическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией в трудную жизненную ситуацию;
· формирование положительного опыта социального поведения и взаимодействия с окружающими людьми;
· выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или без средств к существованию;
· социально - педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний детей с девиантным поведением;
· обеспечение оптимальных условий в получении образования;
· обеспечение возможности нормального развития;
· забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.
Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Определение статуса ребёнка;
· анализ сведений о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребёнка до поступления в ОУ, о родителях ребёнка;
· наблюдение за успеваемостью ребёнка;
· оказание помощи в обучении воспитанника;
· изучение детского коллектива в целом;
· составление индивидуальной программы воспитанника;
· адаптация, реабилитация, интеграция ребёнка;
|
|
· решение проблем профессионального самоопределения выпускников;
· помощь в освоении социальных ролей в обществе;
· ознакомление со структурой и функциями семьи;
· формирование адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться к жизни после выхода из ОУ;
· представление интересов ребёнка в правозащитных и административных органах.
Основными направлениями социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении являются:
1. Аналитико-диагностическое. Социально педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка: изучение личности ребенка, его индивидуальных особенностей, школьной документации, медицинской карты, жилищно-бытовых условий, особенностей развития и воспитания ребенка, семейных отношений, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы, анализ, систематизация полученной информации для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности. Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребенка
2. Социально-правовое. Социально-педагогическая защита прав ребенка – выявление и поддержка учащихся нуждающихся в социально- педагогической поддержке.
3. Консультативное. Социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении, предпрофильной подготовке, консультирование родителей, педагогов, классных руководителей, по решению социально-педагогических проблем ребенка.
4. Профилактическое. Социально-педагогическая профилактика и коррекция - способствует своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся, формированию потребностей в ведении учащимся здорового образа жизни, проведению профилактической работу с учащимися, состоящими на учете в школе, отделе по делам несовершеннолетних при городском отделе милиции, повышению уровня правовой культуры учащихся и родителей.
5. Методическое. Организационно-методическая деятельность - анализ социально- педагогической деятельности, с целью повышения педагогического мастерства, участие в работе педагогических советов школы, школьном факультете повышения квалификации, методических объединениях классных руководителей, по социально- педагогическим проблемам, участие в городских методических объединениях социальных педагогов, изучение новинок методической литературы по социальной педагогике, достижений науки и практики, проведение социально-педагогических исследований, участие в конкурсах педагогического мастерства: городских, региональных, всероссийских.