(март, сентябрь)
1. Основное внимание в подразделениях и воинских частях обращается на подбор и инструктирование офицеров, прапорщиков (мичманов) и сержантов (старшин) для работы с военнослужащими пополнения. В этих целях командиры, штабы и органы воспитательной работы подбирают для работы с пополнением наиболее дисциплинированных офицеров, прапорщиков, сержантов (старшин) и солдат (матросов). С ка^к-дым из них проводятся индивидуальные беседы, инструктажи. Обращается внимание на высокую ответственность в исполнении обязанностей военной службы, на необходимость проявления педагогического такта, доступности для молодежи. Ставятся задачи по утверждению у прибывших военнослужащих установки на быстрое вхождение в коллектив.
Помещение для прибывающего пополнения оборудуется в строгом соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Оформляется комната досуга. Выделяется необходимое количество газет и журналов, настольных игр. Проверяется исправность радиоточек, телевизоров, обеспеченность расходным культпросветимуществом, наличие вещевого имущества, постельных принадлежностей и т.д.
С командиром, назначенным для работы с пополнением, и его заместителем по воспитательной работе проводятся инструктажи о практике работы с сержантами по недопущению с их стороны грубости в отношении военнослужащих пополнения.
2. Перед началом нового периода обучения проводятся 5-6-часовые занятия с командирами и их заместителями по теме: «Практика работы по сплочению многонациональных воинских коллективов и предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими».
В ходе занятий организуются выступления командира воинской части, его заместителей, представителей военной прокуратуры с анализом выводов из практики воспитательной работы. На конкретных примерах из жизни воинских частей и подразделений рассматриваются допущенные ошибки. Выясняются их причины, показываются наиболее эффективные формы и методы работы по изжитию негативных явлений в воинских коллективах. Главное при этом — глубокий и содержательный анализ путей и условий, которые обеспечили бы ликвидацию нарушений уставных правил взаимоотношений в подразделениях. В ходе занятий вырабатываются наиболее действенные приемы, которые нужно взять на вооружение офицерам. Разъясняется методика и время проведения предусмотренных учебными планами занятий общественно-государственной подготовки с сержантами (старшинами) и солдатами (матросами) по вопросам воинского, нравственного и правового воспитания. Акцент делается на применение форм и методов, способствующих воспитанию у личного состава дружбы, войскового товарищества, взаимовыручки, формированию уставных отношений.
3. В подразделениях проводятся общие собрания личного состава с обсуждением задач по недопущению нарушений уставных правил взаимоотношений в коллективах. Сержантам (старшинам) ставятся задачи по решительному пресечению фактов глумления, издевательств и насмешек над военнослужащими пополнения, по проведению разъяснительной работы с солдатами (матросами), склонными к проявлению грубости и высокомерия, а также об изучении настроений военнослужащих пополнения.
4. Предупредительная воспитательная работа в подразделении организуется с учетом индивидуальных особенностей военнослужащих различных сроков призыва.
Командиры взводов составляют характеристики на увольняющихся в запас военнослужащих и доводят их до каждого военнослужащего последнего периода службы.
На собраниях личного состава (собраниях сержантов) заслушиваются отчеты солдат (матросов) и сержантов (старшин) третьего периода службы об их работе по овладению специальностью, повышению классной квалификации, соблюдению уставных норм поведения, традиций дружбы и войскового товарищества.
Проводятся индивидуальные беседы с военнослужащими второго периода службы. Их нацеливают на оказание помощи военнослужащим пополнения в преодолении трудностей военной службы.