Система государственного финансового контроля является неотъемлемым атрибутом государственной власти. Повышение ее эффективности способствует укреплению финансовой, бюджетной и налоговой дисциплин. Формирование действенной системы государственного финансового контроля путем решения существующих проблем и определения перспективных направлений развития - актуальная задача нашей страны.
В соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса систему органов государственного финансового контроля составляют [2]:
· Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета;
· ревизионные комиссии маслихатов;
· уполномоченный Правительством Республики Казахстан орган по внутреннему контролю;
· службы внутреннего контроля центральных государственных органов;
· службы внутреннего контроля исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы.
Необходимо отметить, что государственный финансовый контроль делится на внешний и внутренний. При этом внешний государственный финансовый контроль осуществляют Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета и ревизионные комиссии мас-лихатов, а внутренний - уполномоченный Правительством орган по внутреннему контролю и службы внутреннего контроля.
|
|
В мировой практике сложилось два подхода управления бюджетными средствами: затратная модель финансового управления и результативная - бюджетирование, ориентированное на результат. В Казахстане управление бюджетом осуществляется по результативной модели. Бюджетирование по результатам предполагает специальное нормативное правовое регулирование, отправной точкой которого является определение прямых и конечных результатов расходования бюджетных средств и показателей, определяющих степень достижения поставленных целей.