Становлению мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей старшеклассника:
· потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;
· становление социальных мотивов гражданского долга, отдачи обществу;
· потребность в самосознании себя как целостной личности, оценке своих возможностей в выборе профессии, в самосознании своей жизненной позиции;
· становление целеполагания — переход от предполагаемых перспективных целей к реальным, принятие решений, касающихся не только себя, но и других;
· интерес ко всем формам самообразования;
· четко выраженный избирательный характер мотивов и целей под углом зрения выбора профессии;
· устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.
Становление мотивации учения в старшем школьном возрасте затрудняет:
· устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других предметов;
· неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
· отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;
· сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем);