Оценка экономического потенциала Учреждения

Анализ финансово–хозяйственной деятельности Учреждения

Оценка экономического потенциала Учреждения.

Учреждение имеет самостоятельный баланс, смету, лицевой счет в органах федерального казначейства по учету средств федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности, по учету средств дополнительного бюджетного финансирования и средств, находящихся во временном распоряжении, счета в иностранной валюте, счета по учету средств обязательного медицинского страхования в структурных подразделениях Банка России, открытые в соответствии с законодательством РФ.

Больница от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет ответственность, выступает истцом и ответчиком в судах в соответствии с законодательством РФ. Все изменения и дополнения в ее учредительные документы утверждаются ФМБА России и согласовываются в установленном порядке, а также подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ. Осуществляет лечебно-оздоровительную деятельность и пользуется льготами, предоставленными законодательством РФ со дня выдачи ему лицензии.

владеет, пользуется имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Имущество Учреждения находится в федеральной собственности, закрепляется за м на праве оперативного управления в порядке, определенном законодательством РФ, и отражается на его самостоятельном балансе. также использует имущество, закрепленное по договорам аренды и безвозмездного пользования в соответствии с целями своей деятельности.

Источниками формирования имущества Учреждения являются следующие:

1) Имущество, закрепленное за м на праве оперативного управления его собственником.

2) Имущество, приобретенное м за счет средств федерального бюджета.

3) Имущество, приобретенное м за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

4) Иное имущество, полученное м в случаях предусмотренных законодательством РФ.

Ниже по данным динамики итогов баланса Учреждения за два отчетных периода деятельности, содержащихся в приложениях 1 и 2, приведем его общее имущественное положение.

На начало отчетного периода с 01 января 2013 года по 31 декабря 2013 года Учреждение располагало следующими средствами:

1) Остаточная стоимость основных средств составляла 1 064 016 706,90 рублей.

2) Размер денежных средств составлял 52 121 745,81 рублей.

3) Расчеты по доходам в размере 30 089 960,25 рублей.

4) Расчеты по выданным авансам в размере 524 249,86 рублей.

5) Расчеты по кредитам, займам и ссудам в размере 54 226,54 рублей.

6) Расчеты с подотчетными лицами 182 611,39 рублей.

7) Расчеты по ущербу имуществу в размере 20 715,03 рублей.

8) Прочие расчеты с дебиторами в размере -1 011 927 850,28 рублей.

Итого активы учреждения к началу отчетного периода составляли 366 237 504,84 рублей.

К концу отчетного периода сложилась следующая ситуация:

1) Остаточная стоимость основных средств составила 971 809 076,05 рублей.

2) Размер денежных средств составил 53 712 718,31 рублей.

3) Расчеты по доходам в размере 26 409 980,96 рублей.

4) Расчеты по выданным авансам в размере 243 889,02 рублей.

5) Расчеты по кредитам, займам и ссудам отсутствуют.

6) Расчеты с подотчетными лицами 145 078,62 рублей.

7) Расчеты по ущербу имуществу в размере 35 000,00 рублей.

8) Прочие расчеты с дебиторами в размере -926 385 507,00 рублей.

Итого активы учреждения к концу отчетного периода составили 398 163 141,11 рублей.

Обязательства учреждения на начало периода составляли 22 166 817,57 рублей, на конец периода – 21 152 794,45 рублей.

Финансовый результат на начало и конец периода составил соответственно 344 070 687,27 рублей и 377 010 346,66 рублей.

За предыдущий отчетный период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года имущественное положение Учреждения на начало и конец периода составило соответственно:

1) Нефинансовые активы: 1 118 766 932,80 и 1 295 171 846,24 рублей.

2) Финансовые активы: -864 006 830,65 и -928 934 341,40 рублей.

3) Обязательства: 16 398 100,68 и 22 166 817,57 рублей.

4) Финансовый результат: 238 362 001,47 и 344 070 687,27 рублей.

5) Валюта баланса: 254 760 102,15 и 366 237 504,84 рублей.

Как можно увидеть из вышерассмотренного, основным источником информации для характеристики имущественного и финансового состояния предприятия на отчетную дату является бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс является способом обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия в денежном выражении на определенный момент времени, как было сказано выше, баланс содержит информацию об имущественном и финансовом положении предприятия. Бухгалтерский баланс представляется в табличной форме, состоящей из двух основных системообразующих элементов: активов и пассивов.

В активе отражаются средства, которыми предприятие располагает и их размещение. Он состоит из двух разделов: нефинансовые и финансовые активы. В пассиве отражаются источники финансирования, образования средств предприятия, он также состоит из двух разделов: обязательства и финансовый результат.

Для начала анализа баланса предприятия следует построить уплотнённый аналитический баланс-нетто путем обобщения, агрегирования однородных по составу элементов балансовых статей. Баланс-нетто строится в соответствии с нетто-принципом, согласно которому регулятивы вычитаются из баланса-брутто. Поэтому построение баланса-нетто можно назвать операцией по очистке баланса от регулирующих статей.

В данном отчете анализируемым периодом считается период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2013 года.

Уплотненный баланс-нетто был построен на основе данных бухгалтерского баланса Учреждения и приведен ниже в таблице 20.

Таблица 19 – Уплотненный баланс-нетто, в рублях [40]

АКТИВ На начало года На конец периода
I. Нефинансовые активы
- ОС (остаточная стоимость) 1 064 016 706,90 971 809 076,05
- материальные запасы 160 195 209,34 201 232 975,15
- вложения в нефинансовые активы 70 959 930,00 70 959 930,00
Итого по разделу I 1 295 171 846,24 1 244 001 981,20
II. Финансовые активы
- денежные средства 52 121 745,81 53 712 718,31
- расчеты по доходам 30 089 960,25 26 409 980,96
- расчеты по выданным авансам 524 249,86 243 889,02
- расчеты по кредитам, займам (ссудам) 54 226,54 0,00
- расчеты с подотчетными лицами 182 611,39 145 078,62
- расчеты по ущербу имуществу 20 715,03 35 000,00
- прочие расчеты с дебиторами -1 011 927 850,28 -926 385 507,00
Итого по разделу II -928 934 341,40 -845 838 840,09
АКТИВ На начало года На конец периода
Баланс 366 237 504,84 398 163 141,11
ПАССИВ
III. Обязательства
- расчеты по принятым обязательствам 9 017 351,58 6 882 034,80
- расчеты по платежам в бюджеты 10 134 463,26 10 123 912,12
- прочие расчеты с кредиторами 3 015 002,73 4 146 847,53
Итого по разделу III 22 166 817,57 21 152 794,45
IV. Финансовый результат
- финансовый результат хозяйствующего субъекта 344 070 687,27 377 010 346,66
Итого по разделу IV 344 070 687,27 377 010 346,66
Баланс 366 237 504,84 398 163 141,11

Рисунок 21 – Структура уплотненного баланса-нетто

На рисунке 21 выше структура баланса-нетто представлена графически.

Представление об общем имущественном положении Учреждения можно получить посредством оценки его финансовых ресурсов, представленной ниже в таблице 20.

Приведенные выше данные показывают увеличение валюты баланса, то есть произошло одновременное и равновеликое увеличение актива и пассива баланса на сумму 31 925 636,27 рублей.

Так, произведены следующие операции модификации по разделам актива баланса к концу 2013 года:

1) Общая стоимость нефинансовых активов снизилась на 51 169 865,04 рублей за счет выбытия основных средств в денежной оценке на сумму 92 207 630,85 рублей, при неизменных вложениях в нефинансовые активы, а также несмотря на увеличение ликвидных материальных запасов на 41 037 765,81 рублей.

2) Стоимость финансовых активов, напротив, увеличилась на 83 095 501,31 рублей за счет увеличения размера денежных средств на 1 590 972,50 рублей, расчетов по ущербу имуществу на 14 284,97 рублей и расчетов с прочими дебиторами на сумму 85 542 343,28 рублей, при снижении расчетов по доходам, расчетов по выданным авансам, расчетов по кредитам и займам, с подотчетными лицами на 3 679 979,29 рублей, 280 360,84 рублей, 54 226,54 рублей и 37 532,77 рублей соответственно.

Здесь необходимо отметить, что статья «Прочие расчеты с дебиторами» имеет отрицательный знак, так как отражает особо ценное имущество государственного учреждения, по которому оно не имеет права самостоятельного распоряжения и которое закреплено за ним Учредителем.

В валюте баланса по пассиву прослеживается следующая ситуация:

1) Размер обязательств предприятия снизился на 1 014 023,12 рублей за счет снижения суммы расчетов по принятым обязательствам в размере 2 135 316,78 рублей и расчетов по платежам в бюджеты на 10 551,14 рублей, прочие же расчеты с кредиторами одновременно с этим выросли на 1 131 844,80 рублей.

2) Финансовый результат увеличился на 32 939 659,39 рублей. Стоит сказать, что увеличение финансового результат в большей степени отражает не реальный финансовый результат Учреждения, а отражает бухгалтерский учет не принадлежащего предприятию уже упомянутого выше особо ценного имущества, что регламентируется нормативно-правовыми актами, в частности Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

Таким образом, из таблицы 20 видно, что оборотные активы учреждения к концу отчетного периода увеличились на 9,89 процентных пункта, что сопоставимо с увеличением всех финансовых ресурсов на 8,72 процентных пункта. Это говорит об увеличении ликвидности Учреждения, что немаловажно, учитывая его правовую форму, и повышении хозяйственной самостоятельности.

Таблица 20 – Динамика финансовых ресурсов

Показатели Динамика изменения
Изменение внеоборотных активов -8,67%
Изменение оборотных активов 9,89%
Изменение всех финансовых ресурсов 8,72%

В процессе функционирования учреждения величина активов, как и их структура, претерпевает изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа бухгалтерской отчетности.

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга, характеризуя как структуру бухгалтерской отчетности, так и динамику отдельных ее показателей. Оба этих вида анализа особенно ценны при межхозяйственных сопоставлениях, так как позволяют сравнивать отчетность различных по виду деятельности и объемам производства предприятий.

С целью четкого определения структуры баланса Учреждения и ее углубленного анализа, проведем вертикальный анализ уплотненного на предыдущем шаге баланса-нетто посредством его структурного представления, как показано ниже в таблице 21. Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников. Он позволяет перейти к относительным оценкам и проводить сравнения экономических показателей деятельности предприятий, различающихся по величине использованных ресурсов, сглаживать влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели финансовой отчетности.

Таблица 21 – Структурное представление баланса-нетто [40]

Раздел баланса На начало года, руб. На конец года, руб. Изменения
%
АКТИВ
I. Нефинансовые активы
- ОС (остаточная стоимость) 290,53% 244,07% -46,45%
- материальные запасы 43,74% 50,54% 6,80%
- вложения в нефинансовые активы 19,38% 17,82% -1,55%
Итого по разделу I 353,64% 312,44% -41,21%
II. Финансовые активы
- денежные средства 14,23% 13,49% -0,74%
- расчеты по доходам 8,22% 6,63% -1,58%
- расчеты по выданным авансам 0,14% 0,06% -0,08%
- расчеты по кредитам, займам (ссудам) 0,01% 0,00% -0,01%
- расчеты с подотчетными лицами 0,05% 0,04% -0,01%
- расчеты по ущербу имуществу 0,01% 0,01% 0,00%
- прочие расчеты с дебиторами -276,30% -232,66% 43,64%
Итого по разделу II -253,64% -212,44% 41,21%
Баланс 100,00% 100,00% -
ПАССИВ
III. Обязательства
- расчеты по принятым обязательствам 2,46% 1,73% -0,73%
- расчеты по платежам в бюджеты 2,77% 2,54% -0,22%
- прочие расчеты с кредиторами 0,82% 1,04% 0,22%
Итого по разделу III 6,05% 5,31% -0,74%
IV. Финансовый результат
- финансовый результат 93,95% 94,69% 0,74%
Итого по разделу IV 93,95% 94,69% 0,74%
Баланс 100,00% 100,00% -

Ниже на рисунке 22 структурное представление баланса-нетто также приведено графически.

Рисунок 22 – Структурное представление баланса-нетто

Так, из вышеприведенных данных можно сделать следующие выводы:

1) Относительная доля обязательств в общей структуре баланса практически не изменилась и показала незначительное снижение 0,74 процента, также как не претерпела значительных изменений, и внутренняя структура этого раздела.

2) Финансовый результат также не претерпел значительных структурных изменений 0,74 процента.

3) Серьезные изменения произошли в составе финансовых и нефинансовых активов, доля которых соответственно уменьшилась и увеличилась более чем на 41 процент. Но опять, же это обусловлено, в первую очередь, выбытием особо ценного имущества, закрепленного за Учреждением Учредителем.

В целях дальнейшей оценки хозяйственной деятельности Учреждения выполним горизонтальный сравнительный анализ баланса, который заключается в построении аналитической таблицы, в которой абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста или снижения, что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения.

Ниже в таблице 22 и на рисунке 23 представлен анализ горизонтального баланса-нетто, за 2013 год.

Рисунок 23 – Горизонтальный анализ баланса-нетто

Таблица 22 – Таблица горизонтального анализа баланса-нетто.

Раздел баланса На начало года (базовый период) На начало года (п + 1) Изменения
руб. %
АКТИВ
I. Нефинансовые активы
- ОС (остаточная стоимость) 1 064 016 706,90 971 809 076,05 -92 207 630,85 91,33%
- материальные запасы 160 195 209,34 201 232 975,15 41 037 765,81 125,62%
Раздел баланса На начало года (базовый период) На начало года (п + 1) Изменения
руб. %
АКТИВ
I. Нефинансовые активы
- вложения в нефинансовые активы 70 959 930,00 70 959 930,00 0,00 100,00%
Итого по разделу I 1 295 171 846,24 1 244 001 981,20 -51 169 865,04 96,05%
II. Финансовые активы
- денежные средства 52 121 745,81 53 712 718,31 1 590 972,50 103,05%
- расчеты по доходам 30 089 960,25 26 409 980,96 -3 679 979,29 87,77%
- расчеты по выданным авансам 524 249,86 243 889,02 -280 360,84 46,52%
- расчеты по кредитам, займам (ссудам) 54 226,54 0,00 -54 226,54 0,00%
- расчеты с подотчетными лицами 182 611,39 145 078,62 -37 532,77 79,45%
- расчеты по ущербу имуществу 20 715,03 35 000,00 14 284,97 168,96%
- прочие расчеты с дебиторами -1 011 927 850,28 -926 385 507,00 85 542 343,28 109,23%
Итого по разделу II -928 934 341,40 -845 838 840,09 83 095 501,31 109,82%
Баланс 366 237 504,84 398 163 141,11 31 925 636,27 108,72%
ПАССИВ
III. Обязательства
- расчеты по принятым обязательствам 9 017 351,58 6 882 034,80 -2 135 316,78 76,32%
- расчеты по платежам в бюджеты 10 134 463,26 10 123 912,12 -10 551,14 99,90%
- прочие расчеты с кредиторами 3 015 002,73 4 146 847,53 1 131 844,80 137,54%
Итого по разделу III 22 166 817,57 21 152 794,45 -1 014 023,12 95,43%
IV. Финансовый результат
- финансовый результат 344 070 687,27 377 010 346,66 32 939 659,39 109,57%
Итого по разделу IV 344 070 687,27 377 010 346,66 32 939 659,39 109,57%
Баланс 366 237 504,84 398 163 141,11 31 925 636,27 108,72%
           

За анализируемый период 2012–2013 годов в балансе Учреждения произошли следующие изменения:

1) Нефинансовые активы уменьшились на 3,95%, за счет уменьшения основных средств при увеличении материальных запасов.

2) Финансовые активы увеличились на 9,82%. за счет увеличения денежных средств, увеличения расчетов с дебиторами и ущербу имуществу, при снижении остальных статей.

В структуре пассива баланса Учреждения за анализируемый период произошли следующие изменения:

1) Уменьшились обязательства на 4,57%. Такое уменьшение произошло за счёт уменьшения расчетов по принятым обязательствам при увеличении прочих расчетов с кредиторами.

2) Финансовый результат предприятия увеличился на 9,57%.

После проведения сравнительного анализа уплотненного баланса-нетто проведем анализ качественных сдвигов в имущественном положении Учреждения (таблица 23).

Таблица 23 – Изменение имущественного положения учреждения

Показатель На начало года, руб. На конец года, руб. Изменение
руб. %
Всего имущества 366 237 504,84 398 163 141,11 31 925 636,27 8,72%
Иммобильные активы 1 134 976 636,90 1 042 769 006,05 -92 207 630,85 -8,12%
Мобильные активы -768 739 132,06 -644 605 864,94 124 133 267,12 16,15%

В таблице 24 использованы следующие коэффициенты:

1) Коэффициент износа. Показатель характеризует долю стоимости основных средств, оставшуюся к списанию на затраты в последующих периодах. Коэффициент характеризует состояние основных средств. Хотя коэффициент износа зависит от принятой методики начисления амортизационных отчислений и не отражает в полной мере фактического износа основных средств, но не смотря на недостатки условности показателя изношенности, он имеет определенное аналитическое значение.

Кизноса = Сизн / Снач,

где:

Кизноса – коэффициент износа, %;

Сизн – сумма износа основных средств;

Снач – первоначальная стоимость основных средств.

2) Коэффициент годности. Является дополнением показателя изношенности основных средств до 100 %. Аналогично, коэффициент годности не дает точной оценки их текущей стоимости.

Кгодности = 100% – Кизноса,

где:

Кгодности – коэффициент годности.

3) Показателей движения основных средств. Коэффициент обновления основных средств показывает, какую часть от имеющихся на конец отчетного периода основных средств составляют новые основные средства. Коэффициент выбытия показывает, какая часть основных средств, с которыми предприятие начало деятельность в отчетном периоде, выбыла из-за ветхости или по другим причинам.

Кобн = Спост / Сб/ст. осн.ср * 100%,

где:

Кобн – коэффициент обновления основных средств;

Спост – балансовая стоимость поступивших основных средств в отчетном периоде;

Сб/ст. осн.ср – балансовая стоимость основных средств на конец отчётного периода.

Квыб = Свыб / Сб/ст. осн. ср * 100%,

где:

Квыб – коэффициент выбытия, %;

Свыб – балансовая стоимость выбывших за отчётный период основных средств.

Таблица 24 – Изменение основных средств учреждения

Показатель На начало года, руб. На конец года, руб. Изменение
руб. / ед. %
Первоначальная стоимость ОС 2 252 445 797,16 2 260 181 254,71 7 735 457,55 0,34%
Остаточная стоимость ОС 1 064 016 706,90 971 809 076,05 -92 207 630,85 -8,67%
Приобретение ОС 252 810 239,56 7 735 457,55 -245 074 782,01 -96,94%
Выбытие ОС 107 851 552,67 99 943 088,40 -7 908 464,27 -7,33%
Коэффициент износа 52,76% 57% 0,04 8,04%
Коэффициент годности 47,24% 43% -0,04 -8,98%
Коэффициент обновления 11,22% 0,34% -0,11 -96,95%
Коэффициент выбытия 4,79% 4,42% 0,00 -7,65%

Приведенный анализ экономического потенциала Учреждения показывает, что коэффициент износа основных средств предприятия на начало 2013 года составлял 52,76%, а к концу года достиг значения в 57%, это говорит о высоком уровне изношенности основных средств. Ситуация усугубляется тем, что обновление основных средств происходит медленнее, чем их выбытие, более того, при практически стабильном темпе выбытия основных средств на уровне 4,4–4,8% обозначилось резкое снижение их обновления в отчетном периоде. Это отражается и на снижении остаточной стоимости основных средств предприятия на 92 207 630,85, что также отразилось и в перераспределении нефинансовых и финансовых активов. Некоторым положительным фактором может служить увеличение ликвидных материальных запасов на 41 037 765,81 рублей и размера денежных средств на 1 590 972,50 рублей.

Финансовый результат предприятия увеличился на 32 939 659,39 рублей, что соответствует росту на 9,57%. Однако это увеличение в большей степени также отражает бухгалтерский учет имущества, в первую очередь, амортизацию основных средств.

Динамика прослеживается в снижении размера обязательств предприятия на 1 014 023,12 рублей, что составило 4,57%. Хотя относительная доля обязательств в общей структуре баланса практически не изменилась и показала незначительное снижение, следует обратить внимание на негативное перераспределение обязательств: снижение суммы расчетов по принятым обязательствам в размере 2 135 316,78 рублей и расчетов по платежам в бюджеты на 10 551,14 рублей, возрастании кредиторской задолженности на 1 131 844,80 рублей.

Таким образом Учреждению необходимо обратить внимание на высокий уровень износа основных средств и перенаправить финансовые активы на их обновление, одновременно минимизировать уровень кредиторской задолженности. Далее оценим финансового состояния Учреждения.

Право граждан на медицинскую помощь в России закреплено ее Конституцией. Реализация этого права осуществляется в государственных, муниципальных и частных медицинских учреждениях. В Конституции РФ определено, что «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

В городе и на его внегородских территориях это право осуществляет Учреждение. Ее ресурсы, как части государственного здравоохранения, формируются из средств бюджетов и фондов обязательного медицинского страхования, и они ориентированы на первоочередные потребности, пользующиеся наибольшим спросом у населения города Северска и внегородских территорий.

Объем и структура предложения этих услуг ограничены теми средствами, которые федеральный и муниципальный бюджеты Томской области способны выделить на всеобщее, равнодоступное удовлетворение потребностей, гарантируя определенный минимум, – таким образом, государство программно гарантирует и обеспечивает всеобщую доступность базовой бесплатной медицинской помощи городе и его внегородских территориях.

Однако год из года требуется увеличение размера расходов на здравоохранение, что, в свою очередь, требует контроля за эффективностью использования направляемых ресурсов.

Здравоохранение – отрасль профессиональной деятельности и, вместе с тем, как упоминалось выше, отрасль национальной экономики, регулируемая государством. Учреждение, как часть системы российского здравоохранения, вследствие этого имеет характерные ему особенности, которые определяют ограничения, связанные с развитием рыночного подхода. Такие особенности и их характеристики приведены ниже в таблице 25.

Таблица 25 – Особенности и характеристики системы здравоохранения

Особенности Характеристика
Осуществление контакта между потребителем и производителем медицинских услуг Индивидуальный подход к конечному потребителю
Конечный потребитель не уведомлен о полезных свойствах товаров и услуг медицинского назначения. Уровень информированности производителя и потребителя различный, что способствует монополизации рынка здравоохранения.
Продуктом здравоохранения – является жизненно важные потребности. Социальный эффект и роль общества в медицинском обслуживании.
Нет явной взаимосвязь между затратами труда врача и конечными результатами. Сложность оценки качества и медицинских услуг и результатов деятельности медицинских учреждений в целом.
Определенный перечень услуг и товаров должны быть доступны населению по Конституции. Зависимость от проводимой социальной политики государства.

На сегодняшний день еще остается актуальной одна из главных проблем Учреждения, как и всех бюджетных учреждений, – дефицит государственного финансирования. Среди прочих факторов принципиальным препятствием для его существенного увеличения является зачастую нерациональное использование ресурсов. Более того, с начала 2014 года запланировано сокращение федерального финансирования больницы в размере до 60% и переход на финансирование в системе ОМС.

В условиях жестко ограниченного государственного финансирования и административно закрепленного объема оказания медицинской помощи устойчивость Учреждения возможна только за счет оптимизации издержек, в том числе повышения структурной эффективности, и привлечения альтернативных источников финансирования.

Можно выделить следующие источники формирования финансовых ресурсов Учреждения:

1) Средства обязательного медицинского страхования.

2) Средства федерального бюджета.

3) Средства добровольного медицинского страхования.

4) Средства, полученные от приносящей доход деятельности.

5) Субсидии из федерального бюджета.

6) Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности.

7) Безвозмездные благотворительные поступления, добровольные пожертвования и дары.

8) Средства арендаторов.

9) Иные источники, предусмотренные законодательством РФ.

Система здравоохранения потребляет значительное количество материальных, кадровых и финансовых ресурсов. В настоящее время финансирование здравоохранения в РФ действует за счет нескольких источников: бюджетов различных уровней, средств обязательного медицинского страхования и доходов от коммерческой деятельности. Фактическое финансирование системы здравоохранения Учреждения за 2012-2013 гг. представлено ниже в абсолютных данных и в расчете на душу населения таблица 26.

Таблица 26 – Структура финансирования учреждений Учреждения за 2012-2013 гг.

Источник финансирования На конец 2012 года На конец 2013 года Изменения
сумма, руб. сумма, руб. руб.  
Федеральный бюджет (целевые федеральные программы) 181 867 453,76 198 398 512,43 16 531 058,67  
Бюджеты различных уровней 827 239 195,56 1 017 154 840,89 189 915 645,33  
ОМС 669 675 342,98 870 548 367,76 200 873 024,78  
Доходы от предпринимательской деятельности 116 612 189,51 120 378 686,58 3 766 497,07  
Всего 1 678 505 838,83 2 206 480 407,66 527 974 568,83  
В расчете на одного жителя, руб. 13 987,54 18 387,33 4 399,79  

Рисунок 24 – Структура финансирования Учреждения за 2012 год

Рисунок 25 – Структура финансирования Учреждения за 2013 год

Увеличение доли платных услуг связано с расширением перечня оказываемой медицинской помощи вне программы государственных гарантий. Основными видами оказываемых платных медицинских услуг Учреждения традиционно считаются – медосмотр, лабораторные услуги, а также в последнее время в медицинских учреждениях стала популярна аренда зданий и помещений. В целом структура финансирования бюджета отрасли здравоохранения Учреждения за 2012-2013 гг.

Финансовая деятельность Учреждения состоит в получении, организации движения и использования финансовых ресурсов. Кроме государственного бюджета больница может использовать и иные внебюджетные средства Контроль за полнотой удовлетворения потребностей учреждения в денежных ресурсах и эффективностью их использования осуществляется на основе бюджетного нормирования, с учетом бюджетной классификации, которые дают возможность определить сумму затрат на расчетную единицу плана финансово-хозяйственной деятельности и оценить обоснованность затрат по видам и направлениям.

Основные показатели финансового состояния учреждения – степень обеспеченности денежными средствами и соблюдение финансовой дисциплины, поэтому анализ заключается в проверке соответствия сумм финансирования плановым назначениям, а также фактических расходов – плановым назначениям и кассовым расходам. Основными задачами анализа финансирования бюджетных учреждений являются:

1) Оценка обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами и использования их по целевому назначению.

2) Характеристика состояния расчетов и запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ).

3) Выявление причин финансовых нарушений и затруднения финансирования.

4) Выявление резервов улучшения финансового состояния учреждений и разработка мероприятий по их реализации.

На основании отчета о финансовых результатах деятельности Учреждения за 2013 год рассмотрим поступление средств по направлениям деятельности учреждения, представленное в таблице 27.

Таблица 27 – Направления поступления средств в 2013 году.

Наименование показателя Деятельность  
 
Аренда активов 2 059 441,17  
Оказание платных услуг (работ) 120 378 686,58  
Суммы принудительного взыскания 2 442 387,08  
Реализация нефинансовых активов 1 725 639,45  
Субсидии 1 200 493 930,02  
Прочие доходы 749 184 746,00  
Итого: 2 076 284 830,30  

Далее, в целях анализа структуры источников формирования средств Учреждения, выделим поступившие за отчетный период бюджетные средства в виде субсидий, представленные в таблице 28.

Таблица 28 – Анализ поступления субсидий, руб.

Источники средств Деятельность  
 
Субсидии на выполнение гос. задания 1 064 374 656,59  
Субсидии на иные цели 136 119 273,43  
Итого: 1 200 493 930,02  

Таким образом, из вышеприведенных таблиц 28 и 29 видно, что бюджетное финансирование в виде субсидий составляет чуть менее 58% от всех доходов учреждения за отчетный период, из них порядка 90% – субсидии на выполнение государственного задания, связанного с оказанием медицинской помощи населению.

Также интерес в рамках настоящего проекта представляет финансирование учреждения по программе обязательного медицинского страхования, представленного в таблице 29.

Таблица 29 – Анализ поступления средств ОМС, руб.

Утверждено поступлений Поступило Не исполнено
879 812 065,34 870 548 367,76 9 263 697,58

Таким образом, из таблицы 29 видно, что Учреждение недополучило финансирование по программе обязательного медицинского страхования в размере 9 263 697,58 рублей, что, в свою очередь, привело к сокращению расходов по соответствующим статьям (таблица 30).

Таблица 30 – Анализ использования средств ОМС

Направление расходов План на 2013 год, руб. Факт 2013 Изменения
год, руб. руб. %
Оплата труда 670 256 416,59 658 815 937,38 11 440 479,21 1,71%
Приобретение работ и услуг 675 640,92 379 872,25 295 768,66 43,78%
Приобретение нефинансовых активов 208 880 007,83 194 053 582,38 14 826 425,46 7,10%
Итого по плану: 879 812 065,34 853 249 392,01 26 562 673,33 3,02%

В соответствии с таблицей 30, видно наибольшему сокращению подверглись расходы на приобретение работ и услуг (43,78 %). Также пришлось снизить расходы по приобретению нефинансовых активов на 7,1 %, в первую очередь материальных запасов. Расходы на оплату труда сокращены на 1,7 %, в денежном выражении – на 11 440 479,21 рублей.

Также в качестве источника информации для анализа финансового состояния учреждения в настоящем отчете используется отчет об исполнении м плана его финансово-хозяйственной деятельности по собственных доходам учреждения с целью проанализировать внебюджетную деятельность Учреждения. Расчет полноты использования средств финансирования вне бюджета за 4 квартал 2013 г. Учреждения приведен ниже в таблице 31.

Таблица 31 – Анализ использования внебюджетных средств.

Направление расходов План на 2013 год, руб. Факт 2013 год, руб. Изменения
руб. %
Заработная плата 59 049 342,19 58 358 253,07 691 089,12 1,17%
Прочие выплаты 622 170,07 621 116,07 1 054,00 0,17%
Начисления по оплате труда 18 582 598,14 18 120 713,03 461 885,11 2,49%
Услуги связи 698 716,94 618 788,47 79 928,47 11,44%
Транспортные услуги 301 516,10 301 516,10 0,00 0,00%
Коммунальные услуги 7 637 382,63 6 532 094,31 1 105 288,32 14,47%
Арендная плата 30 880,00 26 390,00 4 490,00 14,54%
Содержание имущества 11 150 316,56 10 739 260,87 411 055,69 3,69%
Прочие работы, услуги 6 758 486,93 6 213 606,78 544 880,15 8,06%
Социальное обеспечение 1 411 455,84 997 176,26 414 279,58 29,35%
Прочие расходы 975 919,85 936 270,01 39 649,84 4,06%
Приобретение основных средств 18 557 709,99 15 000 517,24 3 557 192,75 19,17%
Приобретение материальных запасов 20 326 186,99 16 950 924,29 3 375 262,70 16,61%
Итого по плану: 146 102 682,23 135 416 626,50 10 686 055,73 7,31%

Утвержденная сумма плановых назначений составляет 146 102 682,23 руб., а расходы Учреждения – 135 416 626,50 руб. недоиспользовало 10 686 055,73 руб., что составляет 7,31% от плана.

Недоиспользование средств, выделенных по смете, нежелательно, так как в данном периоде основные средства Учреждения не обновились запланированным образом, не были докуплены материальные ресурсы, а также недофинансировано содержание основных средств: коммунальные услуги, арендная плата и содержание имущества. Хотя положительно то, что при неисполнении плановых значений по приобретению нефинансовых активов осталось в рамках оптимального значения их доли в составе общих расходов, которая составила 23,6% при утвержденной плановой 26,6%. Это говорит о том, что Учреждение излишне не «проедает» собственные доходы. Если для большей объективности исключить расходы учреждения на оплату труда, то соответствующие показатели составят «золотую» середину: 36,6% по плану, и 33,35% по факту.

Но полученный выше вывод о необходимости обновления основных средств, говорит о том, что долю нефинансовых активов в составе плановых затрат в будущем необходимо увеличить.

Проанализируем состав собственных доходов по приносящей их деятельности Учреждения и выполнение плана по поступлениям текущего года в целом и по каждому их виду. Необходимо учесть, что в доходы включаются сведения о поступлениях и источниках денежных средств, остатки денежных средств по каждому виду внебюджетных средств на текущем счете на начало планируемого года в смету не включаются. Остатки материальных ценностей также не отражаются в доходной части. Данные для характеристики исполнения сметы по доходам приведены ниже в таблице 32.

Таблица 32 – Анализ источников поступления внебюджетных средств

Источники средств План на 2013 год, руб. Факт на 2013 год, руб. Отклонение
руб. %
Аренда активов 2 226 519,96 2 226 519,96 0,00 0,00%
Оказание платных услуг (работ) 116 612 189,51 120 378 686,58 3 766 497,07 3,13%
Суммы принудительного взыскания 5 225 231,67 5 225 231,67 0,00 0,00%
Выбытие материальных запасов 120 254,10 120 254,10 0,00 0,00%
Прочие доходы 8 924 657,05 6 895 872,87 2 028 784,18 22,73%
Итого по плану: 133 108 852,29 130 867 068,11 2 241 784,18 1,68%

Из таблицы 32 видно, что Учреждения имеет несколько источников финансирования. В соответствии с профилем деятельности Учреждение сверх основных функций оказывает дополнительные платные услуги. Под источниками доходов по внебюджетной деятельности по статье «Прочие доходы» в учреждении могут учитываться проценты по депозитам, финансовая помощь, дивиденды по акциям, прочие хозяйственные услуги и др.

На следующем этапе необходимо проанализировать структуру поступлений, как по утвержденному плану, так и по его исполнению. Это можно сделать по данным таблицы 33, представленной ниже.

Таблица 33 – Анализ структуры поступлений внебюджетных средств

Источники средств План на 2013 год, руб. Факт на 2013 год, руб. Отклонение от плана
руб. % руб. % руб. %
Аренда активов 2 226 519,96 1,67 2 226 519,96 1,70 0,00 0,03
Оказание платных услуг (работ) 116 612 189,51 87,61 120 378 686,58 88,94 3 766 497,07 1,34
Суммы принудительного взыскания 5 225 231,67 3,93 5 225 231,67 3,99 0,00 -0,07
Выбытие материальных запасов 120 254,10 0,09 120 254,10 0,09 0,00 0,00
Прочие доходы 8 924 657,05 6,70 6 895 872,87 5,27 2 028 784,18 1,44
Итого: 133 108 852,29 100,00 130 867 068,11 100,00 2 241 784,18 -

Рисунок 26 – Анализ структуры поступлений внебюджетных средств

Из данных таблицы 33 следует, что основным источником поступления внебюджетных средств Учреждения является оказание платных услуг (работ). Что касается недовыполнения сметных назначений по отдельным направлениям смет, то причины этого явления необходимо устанавливать конкретно при изучении документов на месте в учреждении – анализе отчетов о выполнении показателей. Поступления за платные услуги (работы) в общем итоге предполагались в размере 87,61%, а фактически составили 88,94%. Следовательно, наибольшее внимание необходимо уделять четкости планирования именно этого направления деятельности, что отвечает функциональным возможностям учреждения. Доходы по смете внебюджетных средств определяются на основании установленных норм обслуживания, тарифов и расценок с использованием по каждому виду внебюджетных средств специфических измерителей. Сумма доходов зависит от объема и характера услуг, а также от условий их предоставления – отпускной (договорной) стоимости. В процессе анализа исполнения сметы внебюджетных средств исходят из того, что они направляются на цели, установленные при их образовании. Размер расходов определяется по каждому виду внебюджетных средств в соответствии с объемом работы и с учетом необходимости соблюдения режима экономии и хозяйственной целесообразности использования ресурсов. Расходы осуществляются раздельно по каждому виду средств в пределах их остатка. Поэтому сумма расходов по каждому их виду не должна превышать доходы и не может перекрываться доходами по другим видам внебюджетных средств. При изучении расходов по отдельным статьям учитывается их зависимость от доходов. Если доходы поступают в меньшем по сравнению со сметой размере, то пропорционально сокращаются и расходы. Фактические расходы за счет внебюджетных средств составили 135 416 626,50 руб., или 103,48% от поступивших средств, и распределились по следующим основным статьям сметы согласно бюджетной классификации (таблица 34).


Таблица 34 – Фактические расходы по внебюджетным средствам

Показатель План на 2013 год, руб. Факт на 2013 год, руб. Отклонение
руб. %
Всего поступлений 133 108 852,29 130 867 068,11 14 439 656,01 10,85%
Всего расходов 146 102 682,23 135 416 626,50 10 686 055,73 7,31%
в том числе:        
- оплата труда 78 254 110,40 77 100 082,17 1 154 028,23 1,47%
- работы и услуги 26 577 299,16 24 431 656,53 2 145 642,63 8,07%
- социальное обеспечение 1 411 455,84 997 176,26 414 279,58 29,35%
- прочие расходы 975 919,85 936 270,01 39 649,84 4,06%
- приобретение нефинансовых активов 38 883 896,98 31 951 441,53 6 932 455,45 17,83%

Из таблицы 34 следует, что планирование расходов в учреждении предусматривало их осуществление в пределах поступлений, то есть в сумме 146 102 682,23 руб. Однако при фактическом исполнении оказалось, что поступления сократились на 14 439 656,01 руб. В этом случае должно было сократить и расходы, что и было частично осуществлено, к тому же планом был предусмотрен дефицит в размер 12 993 829,94 руб., покрываемый за счет уменьшения остатков, тогда как фактический дефицит составил -4 549 558,39 руб. Фактические затраты по укрупненным статьям бюджетной классификации оказались ниже сметных на 10 686 055,73 руб.

Следует отметить, что фактически из источников финансирования дефицита было привлечено 4 549 558,39 руб., что полностью покрыло фактический дефицит.

В случае же если бы был получен профицит средств, то могло бы израсходовать его, но с составлением дополнительной утвержденной сметы по внебюджетной деятельности конкретного направления или внести его в бюджет, из которого финансируется, если документами не указаны другие способы его использования. В процессе анализа следует учитывать, что внебюджетные средства используются по целевому назначению и группируются по статьям в соответствии с бюджетной классификацией. В случае, если планируемая сумма доходов по конкретному виду внебюджетных средств превышает сумму расходов поэтому же виду внебюджетных средств, в смете определяется сумма превышения доходов над расходами. Превышение доходов над расходами, остающееся в распоряжении учреждения, определяется путем вычитания из указанной суммы превышения доходов над расходами налога на прибыль, а также других налогов и сборов, уплачиваемых из сумм превышения доходов над расходами.

Так, проанализировав движение внебюджетных средств Учреждения, рассмотрим средства бюджетные. Использование средств финансирования из бюджета показано в таблице 35.

Таблица 35 – Анализ использования бюджетных средств, руб.

Направление расходов Сумма
Заработная плата 1 052 880 874,38
Прочие выплаты 1 887 589,94
Начисления по оплате труда 304 649 792,98
Услуги связи 4 282 189,78
Транспортные услуги 1 914 721,99
Коммунальные услуги 63 590 635,83
Арендная плата 18 000,00
Содержание имущества 41 162 623,96

Продолжение таблицы 35

Направление расходов Сумма
Прочие работы, услуги 21 741 067,27
Операции с активами 448 698 479,50
Социальное обеспечение 702 302,62
Прочие расходы 36 927 504,07
Безвозмездные перечисления 6 114 256,69
Итого: 1 984 570 039,01

Таблица 36 – Фактические расходы по бюджетным средствам, руб.

Показатель Сумма  
 
Всего поступлений 1 945 417 762,19  
Всего расходов 1 984 570 039,01  
в том числе:    
- оплата труда 1 359 418 257,30  
- работы и услуги 132 709 238,83  
- социальное обеспечение 702 302,62  
- прочие расходы 36 927 504,07  
- операции с нефинансовыми активами 448 698 479,50  
- безвозмездные перечисления 6 114 256,69  

Так, из таблицы 36 видно, что бюджетный дефицит средств в отчетном году составил 39 152 276,82 рублей, и был покрыт за счет выбытия и переоценки основных средств учреждения.

Проведенный анализ финансового состояния Учреждения показал, что более половины источников финансирования учреждения составляют средства консолидированного бюджета – бюджетов разных уровней, – чуть менее составляют средства, выделяемые по программе ОМС, и лишь 5–7% – это средства, получаемые Учреждением от предпринимательской деятельности. Большая доля расходов как бюджетных, так и внебюджетных средств приходится на оплату труда и начисления на нее, что характерно для бюджетных учреждений в целом. Таким образом, в части расходов руководству Учреждения следует планировать их перераспределение в сторону увеличения операций с нефинансовыми активами, так как мы уже рассмотрели выше, что их износ достаточно велик и требует значительного обновления.

Также учреждению следует интенсифицировать свою работу в части предоставления платных услуг, чтобы увеличить долю поступлений от предпринимательской деятельности. Это особенно важно, так как с начала 2014 для Учреждения поступления из федерального бюджета будут резко сокращены. Вместе с усилиями по развитию предпринимательской деятельности, Учреждению также необходимо развивать свое взаимодействие с программой ОМС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: