Раздел 3.Новая столица новой эпохи

Этот раздел я начну с мыслью нашего президента: «Мысль о переносе и строительстве новой столицы зародилась у меня давно – еще в далеком 1992 году. Конечно, только мечтать построить новую столицу и осуществить данную мечту – две разные вещи. Причем осуществление казалось настолько нереальной вещью, что надеяться можно было только на себя и на чудо. Подробно основание и становление нашей молодой столицы описаны в моей книге «Сердце Евразии», а здесь я хотел дать саму историю принятия решения о переносе в контексте того, какую роль играет новая столица в становлении независимого Казахстана.» Итак, на новом этапе развития страны новая столица должна была стать не только главным городом страны, объединяющим казахстанскую нацию. Столица должна была обеспечить бурную экономическую активность и стать в перспективе одним из экономических мегаполисов Евразии. Исходя из этих факторов, местонахождение столицы в центре транспортных артерий. Недалеко должна быть расположена промышленность, и в наличии должны быть соответствующие квалифицированные кадры. Всеми данными параметрами и признаками, пригодными для столицы, обладала Акмола. Не раз приходилось слышать о том, что здесь, в степи, практически невозможно построить современный город, что подъем этого края начался только в советский период с освоения целинных и залежных земель. Однако территория современной Астаны была обжита во все времена. Если внимательно перечитать древних и современных исследователей, нетрудно убедиться, что акмолинские степи всегда были контактной территорией, где взаимодействовали разные этносы и культуры. Еще в середине первого тысячелетия до нашей эры через эти просторы пролегал так называемый Степной путь, упоминаемый древнегреческим историком Геродотом. В 1998 году археологами было обнаружено средневековое городское поселение Бозок в пяти километрах от Астаны. Именно через территорию нынешней Астаны проходил в XVI веке караванный путь Сибирь – Средняя Азия. Бозок был столицей Кипчакского ханства. Вторая эпоха подъема в истории Акмолы связана с советским периодом. Благодаря выгодному географическому положению, в годы Советской власти в Акмоле были построены железнодорожные магистрали, способствовавшие подключению города к железнодорожной магистрали Союза и активному вовлечению в транспортные потоки. Это, в свою очередь, привело к широкому развитию различных областей промышленности и превратило Акмолу в крупнейший транспортный узел. Во время Великой Отечественной войны Акмола была не только экономическим, но и военно-транспортным узлом Союза. Здесь были сформированы одна кавалерийская и три стрелковые дивизии. Сюда эвакуировались предприятия и население из прифронтовых территорий страны, здесь размещались эвакогоспитали с тысячами раненых. Новый импульс в развитии всех сфер экономики для города дала «целинная эпопея». В 1950-1960 годы в городе начали работать предприятия машиностроения, промышленности строительных материалов, энергетики, легкой и пищевой промышленности, всех видов транспорта, связи и телекоммуникаций. Открылись сельскохозяйственный, педагогический, медицинский и инженерно-строительный институты, ряд техникумов и училищ. В 1961 году Акмолинск был переименован в Целиноград и стал центром целинного края, в который входило несколько крупных областей республики. Уже в то время руководство Союза во главе с Никитой Хрущевым всерьез обсуждало возможность переноса столицы Казахстана в Целиноград. После распада Союза республики обрели свою государственность и право делать свою историю. Перенос столицы Казахстана в Целиноград, ставший ныне Астаной, стал своего рода рубежом новой эры развития государственности Казахстана. Став Астаной, город открыл третью эпоху в своей истории.6 июля 1994 года президент выступил на пленарном заседании сессии Верховного Совета Республики Казахстан, и вынес на суд парламентариев идею о переносе столицы. Перенос столицы Казахстана аргументировало тем, что Алматы ни по экономическим, ни по геополитическим условиям уже не отвечает требованиям столицы независимого государства. С населением, приближающимся по численности к отметке в полтора миллиона человек, она становилась малоперспективной в смысле территориальных пропорций и пространственного размещения. Территорию Алматы необходимо было увеличивать, но из-за высокой плотности строений и большой стесненности в свободных площадях расширять город просто было некуда. Кроме того, в связи с высокой сейсмичностью новое строительство в Алматы обошлось бы намного дороже по сравнению с другими городами Казахстана. Алматы, как столица, действительно имела свои недостатки, которые нельзя было устранить. Так, из года в год все больше осложнялось экологическое положение города. По загрязненности атмосферы, особенно в зимнее время, бывшая столица занимала первое место среди казахстанских городов. Ее улицы и воздух с трудом справлялись с почти ста пятидесятитысячной армадой разнообразных транспортных средств. Аэропорт, находящийся практически в городской черте и в зоне частых туманов, часто прерывал воздушное сообщение. По плотности населения северные области, по сравнению с южными, гораздо менее заселены. Экономически и социально было выгоднее переориентировать миграционные потоки в другие регионы Казахстана. Новая столица должна была стать ближе к крупным промышленным центрам с большими перспективами и не иметь широкого спектра ограничителей. Столица должна была соответствовать 32 критериям. Среди этих критериев наиболее важными являлись: социально-экономические показатели, климат, ландшафт, сейсмоусловия, окружающая среда, наличие и перспективы развития инженерной и транспортной инфраструктур, коммуникаций, строительный комплекс и трудовые ресурсы. Самый центр Казахстана – это Джезказган и Улытау, где ранее находились ханские ставки. Где, посреди степи, взгромоздились горы. В прошлые века в Улытау встречались казахские роды со всех окраин Казахстана – с запада и севера, с юга и востока. Здесь как бы «цементировалась казахская нация». Но на сегодняшний день в Улытау ничего нет: ни воды, ни железных дорог, ни автомобильных магистралей, ни аэропорта. И для того, чтобы перенести столицу в Улытау, необходимы были колоссальные деньги. Построить новый город в таком месте было бы еще труднее. Наш президент также думал и о Караганде. Этот город он хорошо знал. Караганда для всех, работающих в Темиртау, была центром цивилизации. Но город подрабатывается шахтами, земля постоянно опускается, проблемы с водообеспечением и с экологией. Третий столичный вариант был Актюбинск. Но тогда отошли бы далеко от восточного региона страны. Ведь решением нашего президента тогда был уход из Алматы, так как считали его юго-восточным тупиком, а Актюбинск стал бы северо-западным тупиком для других регионов страны. Так или иначе, проведенный анализ показал, что из всех вариантов наиболее предпочтительным является Акмола. Состояние города, его территория позволяли осуществить любой архитектурный подход. Акмола находилась почти в географическом центре Казахстана и вблизи важных хозяйственных регионов, на пересечении крупных транспортных магистралей. В ней тогда проживало примерно 200 тысяч человек, и в соответствии с существующим генеральным планом предусматривалась возможность увеличения численности населения до 400 тысяч. Но со временем рост численности жителей города, как известно, превзошел все ожидания. Сейчас, только по официальным данным, в Астане проживают более полумиллиона человек, а фактически – гораздо больше. Плюс ко всему в Акмоле хорошо была развита транспортная инфраструктура, существовала и сохраняется на сегодняшний день нормальная экологическая обстановка. Процесс переноса столицы не был одномоментным актом и завершился в основном, как и планировалось, к 2000 году. После проведения необходимой подготовительной работы в Акмолу, в первую очередь, переехали главные государственные органы, а также ряд важнейших министерств и ведомств. По первоначальным оценкам архитекторов, столичный административный центр целесообразным считалось построить отдельно, на южной окраине города, на площади 300-400 гектаров. Но позднее, когда конкурс по застройке столицы выиграл японский архитектор Кисё Курокава, план был изменен, и город стал расти на левом берегу реки Ишим. Генеральный архитектор Кисё Курокава тогда сказал следующее: «Лучший иероглиф получится, если его рисовать на чистом листе бумаги». Левый берег реки Ишим, по своим масштабам и живописности, больше подходил для застройки нового центра столицы. Дипломатический корпус тоже был размещен в пределах городской черты на левобережье. В первое время, как и рассчитывалось, отдельные министерства и ведомства были переведены в смежные с новой столицей города республики. Предполагалось, что перемещение столицы будет способствовать интенсивному развитию в северных регионах инновационных и наукоемких производств, прогрессивного сельскохозяйственного машиностроения и широкой сети перерабатывающей сельской индустрии. 15 сентября 1995 года вышел Указ президента «О столице Республики Казахстан», имеющий силу закона. В Указе давалось распоряжение образовать Государственную комиссию для организации работы по передислокации высших и центральных органов в город Акмолу. Правительству республики в целях аккумулирования внебюджетных средств по обустройству города Акмолы вменялось в обязанности учреждение внебюджетного фонда «Новая столица». Правительство должно было подготовить и внести на мое рассмотрение предложения по предоставлению налоговых, таможенных и иных льгот инвесторам, участвующим в застройке и развитии инфраструктуры города Акмолы. Государство построить непросто, новую столицу построить еще сложнее. Наш народ никогда не строил свою столицу. После завоевания территории Казахстана Россией тоже не было никакой столицы, центры губернии находились то в Омске, то в Оренбурге. Перевод столицы из Оренбурга в Ак-мечеть (Кызылорда) был решением советского правительства. В 1929 году, во время строительства Турксиба, столицу перевели в Алма-Ату. Ровно семьдесят лет Алма-Ата с честью выполняла функции главного города республики. Именно здесь была подписана Декларация о государственной независимости и принята первая суверенная Конституция. После обретения независимости столица была переименована в Алматы. В свое время Алматы была одна из самых красивых столиц союзных республик, славившаяся незабываемой природой и алматинским апортом. И уже в то время Акмола считался молодым и перспективным городом. Такие Дворцы молодежи в то время нигде не строили. Ее специально готовили, чтобы назвать Хрущевоградом и перевести столицу сюда. Акмола тогда была центром Целинного края. Но следует отметить, что после Хрущева, за исключением центра города, здесь основную массу строений составляли старые бараки. Итак, основные причины переноса столицы. Во-первых, перенос был обусловлен необходимостью укрепления Казахстана в геополитическом плане. Потому особое внимание уделялось местоположению главного города страны. Астана является центром евразийского континента, соединяя в себе европейские и азиатские традиции. Город одинаково открыт Югу, Востоку, Северу и Западу. Во-вторых, в этом решении немаловажную роль сыграли соображения безопасности. Столица независимого государства, по возможности, должна была быть удалена от внешних границ и находиться в центре страны. В-третьих, перемещение столицы было продиктовано необходимостью оздоровления экономики Казахстана. Оно обеспечило мультипликативный эффект для экономики страны. И действительно, стали развиваться областные центры, встали на ноги такие отрасли экономики, как производство строительных материалов, дорожного покрытия, энергетика и машиностроение. Невиданными темпами развивается жилищное строительство. В-четвертых, перенося столицу в регион, многонациональный по своему составу, мы еще раз подтвердили курс на создание стабильного полиэтнического государства, сохранение и приумножение дружбы между народами, населяющими Казахстан. И вот – свершилось. В бескрайних степях Казахстана, существовавших века и тысячелетия, теперь будут приниматься государственные решения. Наша страна с нуля строила столицу. Через сердце пропустили все проблемы, связанные с ее переносом. Это была мечта. Теперь – это чудесный город, гордость и сердце Казахстана. Отныне в центре огромной страны будут приниматься решения, судьбоносные для народа. Здесь теперь бьется сердце нашей Родины. Отсюда Казахстан будет определять свою историческую судьбу в преддверии третьего тысячелетия. Выбор определен и тем, что с течением времени Астана станет одним из мощных коммуникационных центров Евразийского материка. Экономические, технологические, информационные потоки развивающегося евразийского пространства в ХХI веке будут протекать и через нашу новую столицу. В драматической истории ХХ века наша страна впервые приняла самостоятельное решение о столице своего государства. И на пороге ХХI века заявили о своем собственном выборе – новой столице под святым небом древней степи. Если насчет самого факта переноса мнения разделились, то позже в одном все были единодушны: Акмолу надо переименовать! Были разные идеи – Караоткель, Есиль, Ишим, Сары-Арка. Даже были предложения назвать по имени страны – Казахстан, были и другие предложения, в том числе - Нурсултан. Но однажды ночью Н.А.Назарбаева осенило – Астана! Столица она и есть столица. На всех языках произносится и понимается четко и ясно. Реализация генерального плана застройки столицы началась со строительства нового центра. В новом центре Астаны возведен монумент «Байтерек». Основная несущая часть композиции символизирует ствол дерева, а большой шар в верхней части композиции - небо. В общем замысле «Астана-Байтерек» воплощает три основные философские составляющие: земля, жизнь и небо. «Байтерек» для Казахстана и его столицы такой же символ, как, например, Красная Площадь в Москве или статуя Свободы в Нью-Йорке. Это сооружение вобрало в себя философский, политический и исторический смысл. Древний поэтический миф гласит, что на вершине Коктюбе, на берегу огромного океана растет дерево жизни Байтерек. Каждый год в кроне Байтерека священная птица Самрук откладывает золотое яйцо – солнце, и каждый год дракон-змея съедает солнце, но на следующий год оно появляется вновь. Это символически означало смену дня и ночи, лета и зимы, борьбу добра и зла, света и тьмы. По легенде Ер-Тостик убивает змею, спасает яйцо птицы Самрук, за что благодарная птица помогает ему выбраться из подземного царства. Легенда о священном дереве, как нельзя лучше, отражает идеалы обновлённого Казахстана, стремящегося жить в мире и согласии. Новая столица гармонично сочетает в себе богатое наследие прошлого и лучшие достижения современности. Многие ее объекты уже стали узнаваемыми по всей стране и за ее пределами. Танцующие фонтаны, Пирамида мира и согласия, океанариум – Астана удивляет своими «чудесами» даже самых искушенных знатоков прекрасного и опытных туристов. Наша столица отражает дух всей страны – это в каждом ее уголке, в каждой улице. Огромные макеты казахских ювелирных украшений XIX века, кувшин с высыпающимися монетами разных эпох, башня солнечных часов, сочетающих стиль «хайтек» и древний принцип, по которому тюрки определяли время – все это различные формулы казахстанской культурной самобытности. Я надеюсь, что юную столицу в обозримом будущем ждет слава красивейшего города на земле. В недалеком будущем Астана станет красивым современным городом, крупным политическим, научным, культурным и деловым центром Республики Казахстан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: