И тенденции современной мировой культуры

Мировая культура

Новейшего времени

(вместо заключения)

Основные особенности и тенденции современной мировой культуры

Современный модернизм

Модернизм в изобразительном искусстве

Постмодернизм и его особенности

Рассматриваемая эпоха хронологически является самой короткой

из всех, рассмотренных нами ранее. В то же время она является

и самой сложной, поскольку включает в себя множество разнообразнейших

фактов, процессов и тенденций, противоречивых

и неоднозначных по содержанию и последствиям. Мировая цивилизация

в ХХ в. достигла высокой степени зрелости, приобрела

постклассические формы и вошла в стадию всеобщего кризиса.

Последнее обстоятельство обусловлено глобализацией всех социальных

процессов на нашей планете, появлением феномена «мировая

культура».

Именно мировая культура определяет сегодня сущность современной

эпохи, объединяет типологически разнообразные культуры

как ХХ, так и всех прошедших столетий. Ее содержание составляют

общезначимые духовные богатства, созданные различными народами

в разных странах и представленные естествознанием и философской

мыслью, художественной культурой, религиозными доктринами,

традициями, обычаями и др.

Естественно, что вклад отдельных национальных культур в общую

мировую культуру неодинаков, но все страны и народы могут

воспользоваться ее богатством в результате культурного обмена, с

помощью современных средств массовой коммуникации, системы

образования, большим тиражам печатной продукции. Ценности

мировой культуры, носящие универсальный характер, в том или

ином виде попадают в каждую страну, в каждый дом. Масштабы

приобщенности к мировой культуре сегодня выступают в качестве

главного критерия уровня развития стран и народов, отдельных личностей. И те, кто сознательно изолирует себя от влияния ее

ценностей, оказывается в последних рядах цивилизации.

Основные особенности

и тенденции современной мировой культуры

Двадцатое столетие занимает исключительное место в истории

человечества, потому что оно стал периодом глубоких изменений в

культурной жизни большинства народов мира, многие из которых

можно назвать судьбоносными, поскольку они затрагивали само их

существование. Корни всех изменений в культурной жизни народов

мира заключены в процессе превращения капитализма из монополистического

в государственно-монополистический и в развитии на

этой основе массового машинного производства, которое подорвало

старые порядки и подвергло пересмотру все прежние истины в области

человеческих знаний и практической деятельности. Оно породило

потребность в политических и социальных реформах, что в

свою очередь привело к появлению новых политических партий,

которые стали угрожать устоям законной власти. Развитие науки

расширило возможности понимания и контролирования окружающего

мира. В результате в культуре сложились разного рода авангардные

течения, которые опрокинули каноны и нормы прежних

традиционных представлений. Изменение стало движущей силой, а

обновление — основной целью всего культурного творчества.

В прошлом столетии происходил сложный процесс превращения

отдельных национальных культур в единую глобальную. При

этом взаимодействие мировой и национальных культур происходило

не всегда безболезненно для последних. Нередко национальные

культуры воспринимались их носителями как архаичные, устаревшие,

потерявшие свою актуальность. чаще всего это относилось к

традиционным ценностям, фольклору, традициям и обычаям. Космополитические

тенденции и настроения и в настоящее время

свойственны многим слоям населения в различных странах мира.

Одной из важнейших особенностей развития современной мировой

культуры является ее интернационализация и утрата национальной

самобытности. В этом процессе определяющей была тенденция

вестернизации, т.е. доминирования западноевропейской

культуры и ее влияния на другие регионы планеты. Однако после

Второй мировой войны, в результате экономического и политического

усиления США стала развиваться новая тенденция — американизация

мировой и национальных культур.

Американизация представляет собой массированное проникновение

американской культурной продукции и переориентирование национальных культур, духовной жизни, системы ценностей, образа

жизни многих стран и народов под влиянием США. Достижения

американской культуры в этом процессе становятся образцом для

подражания, эталоном образа жизни.

Американская культура в силу своей распространенности в

большей степени стала определять содержание и характер мировой

культуры. Она сама представляет собой своего рода слепок, синтез

различных этнокультурных элементов, в котором преобладает англосаксонский

элемент.

Таким образом, процесс интернационализации (космополизации)

культуры являлся наиболее характерной ее чертой во второй

половине ХХ в. Он проявлялся в том, что в духовной и материальной

жизни разных стран и народов возросла доля общих черт, при

соответствующем сокращении традиционного специфического облика.

Особенно это утверждение относится к молодым странам, не

обладающим устойчивыми культурными традициями, у которых эта

специфика вообще не сформировалась.

В то же время тенденция демократизации культуры, сложившаяся

в Новое время, имела интенсивное развитие в прошлом столетии.

В ХХ в. окончательно сформировалась демократическая модель

культуры, функционирующая на основе принципов свободы и

доступности духовных ценностей. В этой модели существенно изменились

отношения между заказчиком, создателем и потребителем

духовных ценностей. Они развивались в рамках рыночного механизма,

где господствуют общие для любого рынка законы коммерции,

конкуренции, рекламы и т.д.

В целом мировая культура последних десятилетий ХХ в. переживала

непростые процессы. В это время происходили в ней принципиальные

изменения, сущность которых определяется понятием

постмодернизм. В этом состоянии новационные поиски в очередной

раз привели к разрыву с традиционным искусством. В попытках

уйти от традиции, в придумывании все новых и новых выразительных

форм часто происходит выход за рамки известных видов и

жанров искусства или даже вообще за его пределы.

Суммируя многие процессы и явления развития мировой культуры,

многие социологи, политологи, культурологи и футурологи

еще четверть века назад заговорили о начале глобального кризиса

человеческого общества, который проявился также и в сфере

культуры.

Проблема кризиса культуры в результате отчуждения человека

от результатов его деятельности была исследована в докладах Римского

клуба. Авторы докладов предлагали сместить акцент с активного

преобразования действительности, которая привела к различным формам глобального кризиса, на активизацию и развитие

творческих сил человека. Не удовлетворение человеческих потребностей,

а человеческое развитие должно стать, по мнению авторов

докладов, высшей целью человеческой деятельности. Для достижения

этого в человеке вновь необходимо воспитать человеческие качества

и устранить эгоизм, своекорыстие, замкнутость, отчужденность,

человек либо должен измениться, либо ему суждено исчезнуть

с лица земли. По сути дела, благодаря докладам Римского клуба,

было положено начало современным концепциям антропоцентризма

и гуманизма.

В истории мировой культуры гуманистические принципы и

идеалы получили широкое распространение довольно давно. Но

современный гуманизм отличается от христианского или ренессансного

своей универсальностью: он адресован каждому человеку,

провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу.

Поэтому по своей сути — это демократический гуманизм. Его проявлением

в последние два десятилетия стало формирование качественно

нового типа политической культуры в индустриально развитых

странах.

Культурная панорама XX столетия настолько сложна и разнообразна,

что с трудом поддается даже простому описанию. За этим разнообразием

зачастую невозможно определить главные, сущностные концепции

и направления развития мировой культуры. Культура XX в.

едина в своем многообразии, и она по-своему воспринимает и оценивает

мир, интерпретирует общечеловеческие нормы и ценности.

Ее существование и развитие стало возможным через взаимодействие

и взаимообогащение национальных культур, результатом чего

стало формирование единой мировой культуры.

Этот процесс приобрел сегодня взаимозависимый характер: становление

мировой культуры сопровождается мощным ростом национальных

культур. Именно наше время показало ограниченность

европоцентристского взгляда на культуру, при котором техногенная

европейская культура объявлялась главенствующей по отношению

ко всем региональным и национальным культурам. Однако опыт

второй половины XX в. показал: восточные страны вполне смогли

адаптировать достижения европейской культуры в свою систему

духовных ценностей. При этом культурная основа их жизни осталась

самобытной. Современные исследования показывают необычную

пластичность восточных национальных культур в восприятии

разных технических новшеств.

Техногенная цивилизация весьма специфично прижилась в условиях

особых культурных установок. Своеобразные отношения

человека к природе, взаимоотношения личности и общества, заложенные в ментальных установках восточных культур, оказали стимулирующее

воздействие на развитие современной рыночной инновационной

экономики. Поэтому, например, в Японии возникла

своеобразная организационная культура, в которой проявилась

приверженность японцев к коллективным формам организации

труда, сочетающихся с демократическими формами воздействия во

время трудовой деятельности. Сам ход развития мировой цивилизации

показывает, что значимость национальных культур в современном

мире постоянно возрастает. Каждая национальная культура

специфическим образом воспринимает мировые формы развития и

вносит свой вклад в становление общечеловеческой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: