Кульминационным направлением в развитии
модернизма стал абстракционизм, сложившийся
как самостоятельная художественная школа в первом десятилетии
ХХ столетия. Поскольку художники этого течения всячески отрицали
любую изобразительность и отказывались от изображения предметов
мира, то абстракционизм еще называют «беспредметным искусством
»».
Как мы уже говорили, основателем абстракционизма принято
считать русского художника Василия Кандинского, который также
был и первым его теоретиком. В своей работе «О духовном в искусстве
» он изложил теорию абстракционизма, в которой провозгласил
отход от изображения натуры, природы в сторону «трансцендентальных
» сущностей явлений и предметов. Он считал, что новый
абстрактный язык живописи сможет прорваться сквозь внешнее к
внутреннему, сквозь тело — к душе, сквозь материальную оболочку
вещей — к их духовной сущности. Художник, по его мнению, с помощью
кисти или карандаша должен создавать «вибрацию души»,
|
|
связывая ее со всеобщим духовным царством. В вихревом, космическом
столпотворении цветовых пятен, линий, геометрических
фигур и абстракций художник создавал образ незнакомого мира,
где все смешивалось со всем, теряя привычную плоть.
Абстрактная живопись не пытается изобразить что-либо реально
существующее — людей, предметы, пейзажи, события, хотя для
создания своих произведений художники используют традиционные
средства живописи: точки, линии, плоскости, цвет. В соединении
этих изобразительных элементов абстракционисты добиваются интересных
художественных эффектов. Однако они не считают свои
картины лишь декоративными украшениями: в большинстве случаев
они пытаются придать сочетаниям пятен, линий, цветов особые
значения, отвечающие чувствам и настроениям художника, передающие
его отношение к миру и философские позиции. При этом
абстракционисты удачно использовали явление, замеченное еще
художниками Возрождения: по-разному проведенные линии и цветовые
сочетания могут вызвать у зрителя соответствующие настроения.
И действительно, мы называем одни цвета теплыми, а другие —
холодными, одни — радостными, другие — мрачными, одни —
нежными, другие — грубыми и т.д.
Среди всех художественных течений XX в. абстракционизм, пожалуй,
был и остается самым сложным и спорным. Само название
«абстракционизм» очень расплывчато, условно и не выражает действительной
сущности этого явления. Поэтому есть несколько разновидностей
абстрактного искусства под разными названиями. Их
появление было обусловлено творчеством самого Кандинского, который
|
|
под влиянием символизма стал заниматься проблемой сближения
цвета с музыкой. От раннего увлечения символизмом — его
понимание черного как цвета смерти; белого как — рождения,
красного — как мужества. Горизонтальная линия, по его мнению,
воплощает пассивное начало, вертикальная — активное. Предметный
материальный мир при этом распадается, разлетается, превращается
в осколки, в кусочки. Поэтому язык живописи абстракционизма
— язык гибкий, «открытый», независимый ни от сюжета, ни
от предмета, ни от человеческого образа.
Другой выдающийся художник-абстракционист — Казимир Малевич
в своем творчестве попытался соединить импрессионистский
абстракционизм Кандинского с геометрическим абстракционизмом
и дал этому сочетанию название «супрематизм» (от франц. превосходство,
господство). Стремясь реформировать язык живописи,
Малевич заявил о своем мессианском намерении создать новый
образ мира и сам новый мир. Свой знаменитый «черный квадрат на
белом фоне» он представлял как «планетарный» знак, который вмещал
в себя все потенции будущего. В подобных художественных
претензиях жил дух романтической утопии, в которой образ мира,
сжатый до супрематической фигуры, мог легко стать планетарным
знаком высшей гармонии.
Позднее различные варианты абстракционизма мы встречаем в
культурах разных стран: в США — абстрактный экспрессионизм, во
Франции — ташизм (от слова «таш» — пятно), в Англии — живопись
действия и т.д.
Расцвет абстрактного искусства пришелся на середину ХХ столетия.
Позже в этом направлении стало трудно придумать чтонибудь
новое. Кроме того, у широких масс абстракционизм никогда
не пользовался признанием, он был непонятен большинству зрителей,
и поэтому на смену ему пришли другие направления, которые
стремились к большей доступности для зрителей.