Государственный кредит – совокупность кредитных отношений, в которой одной из сторон выступает государство, с другой – юридические и физические лица. Оношения по государственному кредиту осуществляются по следующим направлениям:
· мобилизуемые средства рассматриваются как финансовые ресурсы государства.
· расчеты за кредиты, выплата процентов за них производится за счет средств бюджетов.
Основной формой государственного кредита являются государственные займы, представляющие собой кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве должника. Международный кредит – это займы, предоставляемые государством, банками, государствам, банкам других стран. Государственный долг – это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным государственным займам. К формам государственного долга относятся:
· задолженность Национальному банку по кредитам.
· долг по займам у населения.
Государственный кредит различаются по видам: внутренний, внешний (международный), условный.Во внутреннем кредите государственно-кредитные отношения возникают между правительством, местными органами власти, предприятиями, организациями и населением данной страны с разносторонних позиции: и как заемщиков, и как кредиторов.
В международном кредите в отношения вступают правительства, банки, компании других государств, а также международные финансово-банковские организации - с другой. Сторона, представляющая (дающая) кредит, разными негативными причинами: кризисными ситуациями, потерей доверия к государственным ценным бумагам, чрезвычайными обстоятельствами.
Операциями государства, противоположными привлечению денежных средств в распоряжение правительства, местных органов, являются предоставления кредитов с их стороны юридическим и физическим лицам. Эта форма кредита называется государственными (казначейскими) ссудами и предназначена для поддержки предприятий, организаций в случае их неотложной потребности в денежных ресурсах при финансовых затруднениях ли недостаточности средств для развития. Как правило, в их числе предприятия приоритетного хозяйственного, социального, научного значения и ссуды предоставляются им на льготных условиях, а именно - с более длительными сроками возврата и под проценты, ниже сложившиеся на рынке ссудных капиталов.
Вступая в кредитные отношения, государство вольно невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобзуя средства физических лиц, государство сжимает их платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения.
Напротив, если государственный долг финансируется за счет привлечения накоплений юридических лиц, а полученные средства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении возрастает.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг.
До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение государством значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
Размер государственной задолженности Казахстана на момент 2 октября 2014 года вышел на отметку 5 трлн. 190 млрд. тенге, что на 17 % выше, чем было зафиксировано в начале текущего года. из которых к внутреннему долгу относится сумма в 4 трлн. 237 млрд. тенге, в то время как внешний достиг 916 млрд. 700 млн. тенге. Долговые обязательства Нацбанка РК составили 20 млрд. 800 млн. тенге, а местных властей – 15 млрд. 500 млн. тенге.