Проблема, объект и предмет исследования. Классификация общенаучных методов познания

Классификация общенаучных методов познания.

1. Методы эмпирического познания

· Наблюдение

· Описание

· Измерение

· Сравнение

· Эксперимент

2. Общелогические методы (эмпирическое и теоретическое познание)

· Анализ и синтез

· Индукция и дедукция

· Абстрагирование

· Классификация

· Аналогия

· Моделирование

· Обобщение

3. Методы теоретического познания

· Идеализация

· Формализация

· Аксиоматизация

· Гипотетико-дедуктивный метод

5. Классификация:

МЕТОДЫ ЭМПЕРИЧ ПОЗНАНИЯ(наблюдение -восприятие свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. Эксперемент -воспроизводится в описанных условиях неограниченное количество раз и дает идентичный результат)

Вопрос

МЕТОДЫ ОБЩЕЛОГИЧ.Эксперемент и теор.(АНАЛИЗ-мысленный процесс и реального расчленения предмета явлений на части, признаки, свой, отношения, с целью их изучения. СИНТЕЗ-соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.ДЕДУКЦИЯ- переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям. Дедукция выводит общие теоремы, специальные выводы из опытных наук.ИНДУКЦИЯ- формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента.АБСТРАГИРОВАНИ-прием мышления заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновремен. Выделением интересующих нас свойств и отношений.КЛАССИФИКАЦ-многоступенчатое деление логического объема понятия или какой либо совокупности едениц.

Вопрос

МОДЕЛИРОВАНИЕ-процесс создания, исследования и использования моделей.ОБОБЩЕНИЕ-процесс установления общих свойств и признаков предметов

Вопрос

МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧ УРОВНЯ(ИДЕАЛИЗАЦИЯ-умственная позновательная процедура, в рез-те которой создается идеализирован. Объект,является предметом теоретич исследования.ФОРМАЛИЗАЦИЯ-отображение содержательного знания в знаково-символич.

Вопрос

Виде.ГИПОТЕКО_ДЕДУКТ-основан на выведении заключений из гипотез и др. посылок, интенсивное значение которых неизвестно.АКСИОМОТИЧ.- способ построения научной теории, при котором в её основу кладутся некоторые исходные положения (суждения) — аксиомы, или постулаты)

Вопрос

Научный факт -произошедшее явление зафиксированное точным изменен.его прар-ов в знаковой форме конкретного языка науки факт доказывает истину

Научная гипотеза - предположение, допущение догадка решает конкретную проблему синтезирует существующие знания и и вероятностной форме пытается пояснить новые формы и факты

11. Научная проблема — актуальное противоречие, возникающее между теоретически незавершенным образом объекта и необходимостью его заполнения недостающими фрагментами, сторонами, связями. Результат решения проблемы — выведение науки на качественно новый уровень развития (отличие проблемы от научного вопроса — для него не требуется привлекать качественно новое знание). Любое исследование начинается с формулировки проблемы, на ее основе выделяют предмет, цели и задачи исследования. Дальнейшее развертывание проблемы дает возможность планирования этапов теоретического и эмпирического исследования.

12. Научный закон — идеализированная модель объективного закона (материального мира), отражающая существенные связи между явлениями и выраженная отношением понятий и категории данной науки. Закон является последним звеном научного знания: факт – проблема – идея – гипотеза – закон – теория (система законов).

Научная теория — системная форма организации знания, достоверно и адекватно описывающая свой объект средствами данного научного языка. Признаки научной теории: предметность (все понятия из одной области), адекватность (полнота), интерпретируемость, истинность, системность.

13. Программа исследования – изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки. Работа над программой, как правило, предваряет другие этапы социального исследования. Общая структура программы исследования:

1. Формулировка и обоснование проблемы исследования.

2. Определение цели исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Логический анализ основных понятий.

Состоит из двух этапов:

а. Выявление главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое наиболее точно и полно выражает его сущность.

б. Выявление совокупности операциональных понятий, на которые раскладывается основное понятие.

5. Формулировка гипотез исследования.

6. Задачи исследования

7. Определение обследуемой совокупности.

8. Методическая часть.

9. Приемы обработки информации.

Проблема, объект и предмет исследования

Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

Предмет исследования - существенные свойства или отношения объекта исследования, познание которых важно для решения теоретических или практических проблем. Предмет исследования определяет границы изучения объекта в конкретном исследовании

Объект исследования - то, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Каждая самостоятельная наука имеет свой объект исследования. Знания об О. и. в виде теорий, методических рекомендаций составляют предмет исследования.

Объект исследования диссертации представляет собой знание, порождающее проблемную ситуацию, объединенное в определенном понятии или системе понятий, и определяется как область научных изысканий диссертационной работы. Для объекта исследования подбирается индекс универсальной десятичной классификации (УДК).

Предмет исследования диссертации можно определить как новое научное знание об объекте исследования, получаемое соискателем в результате научных изысканий. В состав предмета исследования диссертации может войти и инструмент получения этого нового научного знания об объекте исследования, если он обладает существенными признаками новизны. В первом приближении объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования, как правило, находится в границах объекта исследования.

Наименование работы должно быть кратким и точно соответствовать ее содержанию - предмету исследования диссертации.

ПРОБЛЕМА (от греч. πρόβλημα — преграда, трудность, задача) — объективно возникающий в ходе развития познания вопрос пли целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

15. Обоснованность научных гипотез проверяется сопоставлением предположений с описанием фактов. Необходимо определить точки соприкосновения понятийного аппарата исследования с реальными событиями, содержание которых они отражают. Эмпирическая интерпретация – поиск эмпирического значения понятия.. Операциональное определение – определение этого понятия через указание правил фиксирования в соответствующих эмпирических признаках. При разработке программ исследования в первую очередь необходимо выделить ключевые понятия проблемы. Они подвергаются эмпирической интерпретации, что позволяет не только сформулировать гипотезу, но и проверить их на базе эмпирических данных.

Уточнение основных понятий:

1. Анализ соответствующей литературы по предмету, 2. Уточнение смысла понятия в рамках данного подхода, 3. Создание «образа» данного свойства, аспекта понятия или его целостного представления в конкретном проявлении, 4. Построение упорядоченной системы характеристик, свойств этого «образа», чтобы не расширять/сужать объем интерпретируемого понятия за пределы границ исследования, 5. Выбор прямых показателей каждой из выделенных характеристик, т.к. переход к определенному уточнению.

Интерпретация основных понятий намечает эмпирическую область предмета исследования. Последующий системный анализ направлен на «проявление образа» предмета исследования, его более определенного представления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: