«Театр для зрителя — школа культуры свободного времени, общение и совместное восприятие, парадный выход и интересные впечатления.
… Велика и существенна для театра роль архитектора. Ему приходится решать сложные задачи, связанные с искусством театра, с одной стороны, и собственные задачи — градостроительные и архитектурные, проблемы формирования города и его ведущих ансамблей, создания театрализованной городской среды, возведения красивого, удобного, прочного и экономичного здания— с другой.
…Строительство театров в нашей стране особенно развернулось после Великой Отечественной войны. Залечив нанесенные ею стране раны, советский народ буквально устремился к культуре. В 1950 и 1960 гг. проектируются десятки театров, начинается и ведется их строительство. К разработке проблем театра и его архитектуры общественность проявляет большой интерес.
Проектирование и строительство велось преимущественно в рамках традиционной схемы театра — строго симметричной осевой композиции с последовательно «нанизанными» на ось вестибюлем, фойе, залом и колосниковой сценой с высокой сценической коробкой. Авторы руководствовались СНиП и эталонными разработками, использовали унифицированную технологию оборудования. Для новых театральных коллективов периферии, для быстрого расширения сети театра это сыграло свою положительную роль. Градостроительная задача приковывала к себе основное внимание архитекторов. Строительство театра эффективно использовалось для создания в новых или для воссоздания в разрушенных городах крупных центральных общественных комплексов.
|
|
Создавая крупнейшие градостроительные ансамбли, большинство проектировщиков пошли по пути ретроспективных ассоциаций на основе классической архитектуры, позволявшей добиваться величественной монументальности, выделявшей здание из рядовой жилой застройки. Этот путь не противоречил и «технологии» театра, близкой к XIX в. Градостроительные задачи, решение которых, казалось бы, и требовало классической схемы театра, именно они и начали ее постепенно расшатывать. Ситуации в городе были разнообразны и не везде оказывалось уместным островное размещение монументального объема. Угловые участки, разнообразная направленность подходящих улиц, рельеф местности, размещение в парке, у реки, необходимость разными фасадами ответить разным градостроительным факторам — все это заставляло искать возможности сначала более робких, а затем все более решительных изменений традиционной схемы. И в поиске таких возможностей обнаружились пути одновременного удовлетворения как градостроительных, так и технологических, функциональных задач. В пределах норм за счет репетиционного зала стали создавать необходимые театральному коллективу малые студийно - экспериментальные залы, снабжая их отдельными входами. Нарушалась строгая симметрия, оживлялась композиция. Но и в пределах классической схемы применение оригинальных систем покрытий или застройка пространства над карманами в один уровень со сценической коробкой позволяли получить своеобразные объемы и силуэты театра. Особое внимание стали направлять на использование внутри театра всех возможностей для тесного контакта зрителя с действием, для вынесения спектакля в зал, для придания гибкости пограничной зоне между залом и сценой.
|
|
Спроектировано и выстроено много, выявлены разные направления архитектуры театра. Но не достигнуто многообразия по сценическому существу театрального здания. Тульский театр, Ленинградский театр юного зрителя, театр в Хабаровске, строящиеся Театр на Таганке в Москве и театр в Воронеже — вот почти и все, что выступает из обычного ряда.
Каким будет театр в будущем? Его архитектура основывается на многих критериях. В основе — существо театра, драматургия, сценография, требования режиссеров. Театральное искусство развивается быстро, а капитальные здания театров строятся долго и живут еще дольше. Архитектор должен улавливать существенные тенденции в развитии театрального искусства и смотреть вперед. Мы должны искать новые композиции, новую архитектуру, идя от сути театра.
Архитекторы призваны создавать театры, в которых будут обеспечены все условия для успешного выполнения театральным искусством своего высокого назначения, условия для всестороннего, гармонического развития личности, подлинного богатства духовной культуры».
Е. Розанов, директор ЦНИИЭП зрелищных и спортивных сооружений, заслуженный архитектор РСФСР (страница 3)
Источник: ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МОСКВА; «АРХИТЕКТУРА СССР 10/1979» - ежемесячный теоретический, научно – практический журнал. ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ СССР И СОЮЗА АРХИТЕКТОРОВ СССР