Прогресс Конт понимает как постоянное усовершенствование существующего порядка.
Это относится не только к анализу современной ему социальной действительности, но и к прошлому человеческого общества, которое постоянно совершенствовалось путем накопления позитивного опыта.
Конт, развивая идею социального прогресса, критикует историков-волюнтаристов и историков-фаталистов. Он выступает против преувеличения роли великих личностей в истории: «Незнание естественных законов заставляет наблюдателя и иногда самого действующего лица совершившегося акта приписывать человеческой власти то, что обязано только его предусмотрительности». Конт не отрицает полностью роль великих людей в истории, но ограничивает ее. Великие личности, по мнению основателя позитивизма, должны следить за направлением человеческой деятельности, с тем, чтобы оно совпадало с самим движением цивилизации. Конт не может не видеть разницу между «подчинением ходу цивилизации, не отдавая себе отчета в этом, и сознанием его непреложности». Конт выступает и против фатализма, так как считает, что человеческий разум способен видоизменять общественное развитие, замедляя или увеличивая его скорость.
|
|
Почему Конта считают основоположником социологии?
Основная масса ученых сходится в предположении, что основателем и «отцом» социологии следует считать О. Конта. Во многом такая точка зрения обусловлена тем, что именно он создал имя для новой науки, придумав новое слово «социология». Кроме этого, М. М. Ковалевский, обозревая современные ему социологические школы, неоднократно указывал, что «поднимаемые ныне вопросы и предлагаемые ныне решения в зародыше или уже в более или менее развитом виде могут быть найдены еще у Конта».