Категории - наиболее общие понятия в которых отражаются всеобщие существенные связи, стороны действительности. Категории выполняют методологическую роль в познании. Они формируются в процессе общественно-исторической практики, явл. развивающимися и отражают разные ступени познания. Отдельный ч-к находит категории налично-существующими, как результат деятельности прежних поколений людей. Он усваивает их процессе воспитания и обучения. Категории - основа всякой ч-кой разумности. На каждом этапе развития категории задают способ видения и преобразования мира.
49. Категории <всеобщего>, <особенного>, <единичного> и <отдельного>. Единичное - философская категория для выражения индивидуальных уникальных черт признаков предметов.
Общее - философская категория, кот. выражает сходство признаков предметов. Всеобщее - общее присущее всем без исключения классам.
Категории фил. - формы всеобщего.
Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи:
|
|
1) Предметы - всегда единство всеобщего, общего, обособленного и единичного.
2) Разграничение на единичное и общее относительно.
3) В процессе развития общее может превратиться в единичное и наоборот.
Превращение единичного в общее и обратно хорошо прослеживается в процессе социализации ч-ка.
Противоположность индивидуальному - типовое.
Диалектика содержания и формы.
Содержание - совокупность различных элементов, которые определяют тип, характер предмета.
Форма - принцип упорядоченности, способ существования содержания.
Содержание имеет внутреннюю и внешнюю формы:
- внешняя - объём, конфигурация, цвет и т.п.
- внутренняя - способ организации содержания
Формы связаны с понятием правил (стандарты, традиции). Форма неотделима от содержания, но можно временно сосредоточить внимание на форме без содержания. Относительная самостоятельность формы - бюрократизм. В некоторой деятельности форменные правила очень важны (медицина и т.д.).