Мазхабы Гакыйда

Вера в ангелов.

Вера в книги.

Вера в пророков.

Вера в Последний День, сюда входит и возрождение после смерти.

Вера в предопределение, что все хорошее и плохое от Аллаһа.

Аллаһ Тәгалә сказал («Ән-Нисә», 136):

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا آمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَىٰ رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي أَنزَلَ مِن قَبْلُ ۚ وَمَن يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا بَعِيدًا

О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его посланника, и в Писание, которое Он низвел Своему посланнику, и Писание, которое Он низвел раньше. А кто станет неверующим в Аллаха и Его ангелов, и Его писания, и Его посланников, и в Последний День, тот заблудился далеким (от Истины) заблуждением.)

إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ

Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению. («Әл-Камәр», 49)

В Сахихах Бухари и Мөслима есть слова пророка:

الإيَمانِ أن تُؤمِنَ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وتُؤمِنَ بِالقَدَرِ خَيرِهِ و شَرِّهِ

«Иман - это вера в Аллаһа, вера в Его ангелов, Его книги, Его пророков, вера в Судный день и предопределение хорошего и плохого».

Мазхабы Гакыйда

Первые мусульмане не изучали гакыйдә как науку, у них не было разногласий, они жили по Корану. Со временем другие нации стали принимать Ислам. Стали распростра-няться мысли подобные уподоблению качеств Аллаһа человеческим, отрицанию воскрешения после смерти.

В те времена появилась группа мөгътәзилей, они, используя способы партий противоречячих религии, доказывали их же несостоятельность. Однако в некоторых вопросах они выступили против суннитских ученых. Например, грешный человек, уотверждали они, он и не кәфер и не мусульманин, он будет между адом и раем. Говорили, что Коран создан людьми. Глава мөгътәзилей был Вәсыйл ибне Гата известный ученый, отделившийся от учителя. По этой причине их начали называвать мөгътәзили (отделившиеся). Один из последователей мөгътәзилей Әбү әл-Хәсән әл-Әшгарий не согласившись с их взглядами, основал свою точку зрения на гакыйдә, в результате появился мәзһәб әшгарий.

В это же время в другой части халифата жил другой великий имам Әбү Мансур аль-Матуриди. Эти два имама не знали о существовании друг друга, но их убеждения были одинаковы. Когда их ученики встретились и сравнили их позиции, они пришли к выводу, что это один мазхаб.

Имама аль-Матуриди относят к имаму Абу Ханифе, потому что основу своего мазхаба он строит на его книгах. Точно так же имам аль-Ашгари строил свой мазхаб на книгах имама аш-Шафиги. Они критиковали мөгътәзилей, подтверждали необходимость следования Корану и Сунне, заложили правило, согласно которому не может большинство мусульман ошибаться, поэтому их называют «әһле сөннәт вәл-җәмәгать».

Тем не менее, некоторая разница между их учениями есть. Матуриди придавал большую роль разуму в вопросе понимания Божественного откровения, чем Ашгари.

Ашгариты считали, что необходимо брать за основу только доводы Откровения, а матуридиты считали возможным и рациональный анализ. Воззрения матуридитов отличались от мутазилитов, которые считали, что если разум говорит о приемлемости или не приемлемости того или иного явления или деяния, то необходимо полагаться на доводы разума. Ашариты же считали, что роли мыслительного процесса в постижении природы не может быть. Поэтому выносить суждение можно только на основании положений Откровения. Признавая несовершенство человеческого разума, Матуриди придавал приоритет Корану и Сунне, а доводы разума, в его учении, не должны противоречить этим двум источникам. Если же возникает такое противоречие, то необходимо принимать положения Откровения и признать несовершенство разума.

Таким образом, два знаменитых ученых Әбү әл-Хасан әл-Әшгарий и Әбү Мансур әл-Матуриди являются основоположниками Исламской гакыйдә. На востоке Исламского мира распространилось учение имама әл-Матуриди. Он родился в средней Азие, на окраине Самарканда, в селении Матурид, скончался в 333 году по мусульманскому календарю. «Китәбүт-тәүхид» - его вклад в науку тәүхид. В Волжско-Уральском регионе, особенно у хәнәфитов, в гакыйдя мазхаб Матуриди считается традиционным.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: