Пространство и время; развитие представления о них в истории философии и науки

Первоначальное представление о пространстве и времени человек формирует отталкиваясь от своего каждодневного, эмпирического опыта. Понятие пространства отражает тот факт, что всякая вещь имеет протяженность, занимает свое место среди других, граничит с другими объектами. Время характеризует длительность бытия всякого предмета, последовательность смены его состояний. Время характеризует аспект изменчивости. Пространство характеризует структуру устойчивости. Правильно говорить об едином атрибуте пространства и времени. Таким образом, пространство и время не есть особые субстанции, а есть атрибуты, свойства материальной субстанции. Выделяют две концепции пространства и времени: субстанциальную и реляционную. Субстанциальная рассматривала пространство и время как особые сущности, существующие вне связи с материальными предметами. Многообразие форм материи, связанное с ним многообразие форм движения принуждает признать и качественное многообразие пространственно-временных структур, качественно специфических форм пространства и времени. Основные виды материи - неживая природа, жизнь растительная и животная, общество обладают своими пространственно-временными структурами. Поэтому следует различать пространство-время неживой природы, биологическое пространство-время и социальное пространство и время. Выделение последней формы чрезвычайно важно, ибо оно дает возможность более полно понять своеобразие такого вида материи как общественная жизнь. Социальное пространство, которое вписывается в биосферу, обладает особым человеческим смыслом. Уже в древнейших мифологических системах, например, в мифе о мировом древе запечатлелось представление о качественном различии частей пространства. Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, являющегося мерой изменчивости общественных процессов.Понятия пространства и времени используются в эстетике: художественное пространство и время. Конечно, у времени единое измерение и никаких других единиц измерения времени, кроме астрономического нет, но нельзя отождествлять изменение времени с его сущностью. В различных формах движения материи разное время. Есть физическое время, вселенское, но есть также и социальное время, культурное. Если к физическому времени вполне применимо утверждение, что прошлое не возвращается, то это нельзя сказать применительно ко времени человеческого бытия, к общественной жизни, где часто прошлое не уходит, а сменяясь настоящим, оно остается в нем в виде "следов", "традиций". Очевидно, сегодня уже нельзя подходить к анализу времени, пользуясь только его динамичной концепцией. Ряд временных процессов в микромире можно анализировать только с точки зрения "статической" его концепции, где прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, где нельзя ставить вопрос о прошлом и настоящем, а можно говорить о событиях только с точки зрения "раньше" или "позже". В изменении связей и последовательности явлений, в длительности процессов, в том, что обычно называют "течением" времени, есть относительный покой, постоянство непреходящего. Бурно несутся струи на поверхности реки, играют водопады, пенится, огибая каменные утесы, вода, а у дна течение незаметно, там царствует покой. Так и Вечность можно образно (и, разумеется, условно) представить как глубинные, постоянные слои времени. Время, следовательно, не составляет исключения во всеобщей связи и единстве изменений и постоянства. А.Ф.Лосев полагал, что в каждом моменте времени незримо присутствует Вечность. Время ни в коем случае не тождественно Вечности, поскольку оно - пребывание Вечности в своем инобытии, это "раздробление вечности". Время есть и не есть Вечность. Временная Вечность и вечное время - определенная и ограниченная актуальная бесконечность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: