Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий. Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Наиболее удачный вариант государственного бюджета - это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга.
Бюджетный дефицит является неоднозначным экономическим явлением и поэтому прежде чем решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень четко определить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.
|
|
Проблема дефицитного бюджета не является столь смертельной для экономики страны, так как на современном этапе в мировой практике нет почти ни одного государства не столкнувшегося с дефицитом бюджета. Многие процветающие страны сталкиваются с этой проблемой, однако, она не влияет кардинально на экономическую ситуацию страны в целом. Для выполнения бюджета следует повысить контроль за сборами доходов в полном объеме, а также провести необходимые экономические реформы, особенно налоговую.
Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнений.
В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджет-ном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.
Список литературы
1. Борисова О.С. Регулирование бюджетного профицита РФ // Финансы 2009.
2. Павлова А.А. Источники формирования бюджетного дефицита: проблемы и тенденции // Экономист 2008
3. Парыгина Е.В. Бюджетная система РФ. - М., Феникс, 2008
4. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации
|
|
5. Хадонов Е.Е. О путях устранения дефицита бюджета России // Финансы 2009
6. Государственный долг // www.minfin.ru
7. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.
8. Анисимов С.А. Социально-экономические аспекты бюджетной политики // Финансы. - 2005.
9. Бликанов А.В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов // Финансы и кредит. - 2008.
10. Ридачук М.П., Бутенко Е.А. Бюджетная реформа в РФ: достигнутые успехи и полученный опыт // Финансы и кредит. - 2007.
11. Карчевская С.А., Хворостухина Д.С. Совершенствовать все звенья бюджетной системы // Финансы. - 2008.