Становление неклассического типа научной рациональности: научная революция конца XIX - начала XX-го веков

Научная картина мира неклассического типа рациональности: вторая половина 19-го – начало 20-го века. Становление неклассического естествознания взаимосвязано с третьей глобальной научной революцией (конец 19-го – середина 20-го века). Этот период отличается цепью локальных научных революций в разных областях знания. Квантово-релятивистская теория в физике. Концепция нестационарной вселенной в космологии. Квантовая химия. Становление генетики в биологии. Кибернетика и теория систем.

В конце 19-го века начали появляться первые свидетельства признания учеными относительности, конвенциональности отдельных научных истин, рассматриваемых в качестве абсолютных в науке классического типа. Происходит отказ от элементалистской направленности науки. Целое теперь признается несводимым к простой сумме его частей. При этом проверяемость знания не должна пострадать во многом по причине понижения требований к последней. В неклассической науке признается возможным использование опосредованных данных. Возникают понятия вероятностного (А.О.Курно), целевого (благодаря Ч.Дарвину) и кольцевого детерминизма, онтологизация случайности.

Идеалы и нормы познания неклассической науки. Отказ от прямолинейного онтологизма и понимание относительной истинности теорий и картины природы. Допускается множественная истинность, т.е. возможность существования нескольких альтернативных теорий, описывающих одну и ту же предметную действительност ь. Предполагается, что каждая из теорий может вмещать в себя отдельные аспекты объективно-истинностного знания (Степин, 2000). Субъект в неклассической картине мира рассматривается как часть изучаемой им предметной действительности. Исследователи начинают уделять особое внимание специфике используемого метода познания, а также когнитивным (а позже и личностным) особенностям познающего субъекта. Детерминирование в исследовательской системе субъект-объектных отношений признается взаимным. Учитывается зависимость полученных результатов от характера постановки научной проблемы.

Реформируются также идеалы и нормы обоснованности научного знания. Так обоснование в науках предполагает здесь выяснение связей между исторически сменяющими друг друга научными теориями. Принятие неклассической наукой новых идеалов и норм исследования обеспечило принципиальную возможность существования также объектов исследования нового типа – саморегулирующихся систем.

Научная революция коренным образом преобразовала физические представления, характерные для классической физики. Она ознаменовалась знаменитым докладом М. Планка "Об одном улучшении закона излучения Вина", считающимся точкой отсчета в квантовой теории излучения. За пять лет до этого В.К. Рентген открыл новый вид излучения, исследование которого стало вехой в исследовании строения вещества, так же, как и открытие Дж. Дж. Томсоном электрона, относящегося к тому же году. За пять лет в физике было сделано столько выдающихся по значимости открытий, что в другой период истории их хватило бы на целое столетие.

Важной характеристикой развития физики конца XIX - начала XX столетия было наличие двух потоков исследований, относящихся к "классической" и "новой" физике. Слова "классическая" и "новая" не случайно приведены в кавычках. Дело в том, что деление экспериментальных открытий на эти две категории весьма условно. Например, цикл выдающихся экспериментов Г. Герца, завершившийся в 1888 г. признанием существования электромагнитных волн, которое следовало из построенной Дж.К. Максвеллом "классической" электродинамики. Обнаружение электромагнитных волн было истинным триумфом классической физики, основанной на идее непрерывности физических процессов. Однако в ходе тех же самых экспериментов Г. Герц обнаружил слабое и, на первый взгляд, второстепенное явление, позднее получившее название внешнего фотоэлектрического эффекта - фактически первого эффекта, который удалось объяснить лишь с помощью квантовых представлений об излучении. История двух открытий Герца является, по нашему мнению, символическим отражением единства природы и научного познания.

Модель "нормальной науки" Куна плохо работает применительно к научной революции рубежа XIX-XX веков: потенциал классической физики к этому времени вовсе не был исчерпан. Точнее было бы сказать, что ускорение развития физики, прежде всего благодаря ее институционализации, привело к развитию целых областей физической науки (и, заметим, успешному) в двух парадигмах. Одной из таких областей была радиофизика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: