Стойкие слова и словосочетания, взятые порой из сказок и житейских ситуаций, сами довольно часто служат удачной отправной точкой для создания сказочных сюжетов. С одной стороны, удачное, к месту использование фразеологизмов помогает детям глубже понять их переносный смысл. А с другой - стимулирует словесное творчество. Начиная где-то с 5 - 6 лет мы знакомим детей с такими фразами, которые часто встречаются в рассказах и сказках. А затем помогаем малышам понять их настоящий смысл. И только потом начинаем вместе сочинять:
Фразеологизм Балбес
Начало сказки
Жил-был на свете Балбес. Он всех не любил и его все не любили…
Фразеологизм Крокодиловы слезы
Начало Каждое утро капризный мальчик лил крокодиловы слезы. Это всем ужасно надоело…
Фразеологизм Лакомый кусочек
Начало Идут два товарища и вдруг на тропинке видят лакомый кусочек - шоколадное яйцо с игрушкой внутри.
СКАЗКА ОТ ЗАДАЧКИ
Есть задачи традиционные, а есть нестандартные, направленные на развитие элементов логического мышления. Вот они-то и призваны сослужить добрую службу в развитии речевого творчества дошкольников. Сам текст таких необычных задачек вызывает интерес и желание их решить. После решения взрослый предлагает из такой задачки придумать сказку. Модель начала сказки в первое время может быть дана и родителями. Но после обучения взрослым лучше отказаться от частых образцов.
В этом качестве лучше использовать шуточные, стихотворные задачки.
Задачка Барсучиха-бабушка Испекла оладушки. Угостила двух внучат, Двух драчливых барсучат. А внучата не наелись, С ревом блюдцами стучат. Ну-ка, сколько барсучат Ждут добавки и молчат?
Начало Взбунтовались однажды барсучата, решили убежать от бабушки и искать счастья по белу свету…
Задачка Купила мама десять яиц и несла их в корзине зимой. А дно упало, (а дно - одно -игра слов). Сколько яиц осталось?
Начало Все девять яиц разбились, а одно нет. Когда мама взяла его в руки, оно почему-то задвигалось…