Этническая культура и психология

Постоянно происходя­щая модернизация большинства локальных сообществ, этнологи­ческая интеграция, глобальное распространение наемного труда и монетарной экономики, растущая доля массовой культуры и раз­нообразные перемещения людей по земному шару в определенном смысле делают людей похожими. Во многом этому способствуют новейшие коммуникативные системы, которые создают эффект «одновременности» в глобальном масштабе: через системы спут­никовой связи можно стать свидетелем любого события незави­симо от того, где оно произошло.

Естественной реакцией на эти процессы стало одновременно развитие местничества (чаще всего этнического, религиозного) с характерным для него сепаратизмом и противопоставлением себя «центру». В кон­тексте этого направления особую актуальность приобретает про­блема этнической идентичности, т.е. принадлежности индивида к тому или иному этносу. Идентичность - процесс перенесе­ния индивидом на самого себя качеств и особенностей своего внешнего окружения, стремление актуализировать в своей лич­ности такие черты, которые имеют важное и жизненно необхо­димое значение в данных условиях. Идентификация служит ос­новой процесса подражания, т.е. не насильственного, а свободно­го выбора человеком тех качеств, умений и ценностей, какими он хотел бы обладать.

Проблема идентичности тесно связана с так называемой «Я-концепцией» в современной науке, которая предполагает, что у индивида существует некое внутриличностное ядро - «Я», - от­бирающее и интегрирующее всю значимую и отбрасывающее всю незначимую информацию. «Я» здесь вовсе не равно лично­сти, это некий феномен, характеризуемый внутренним единст­вом, близкий к понятию самосознания, которое складывается из представлений человека о себе и для себя, а также из представ­лений о себе для других.

Можно выделить несколько уровней идентичности: личностно-психологический - осознание человеком, кто есть «Я». Оно скла­дывается по мере участия в различных социальных группах. Можно ощущать себя членом семьи, трудового коллектива, драма­тического кружка. Этот уровень идентичности связан с представ­лением о себе как о члене какой-то группы, а также с теми эмоция­ми, которые возникают от оценки этой принадлежности.

Второй уровень - социально-психологический. Эти представле­ния формируются как производные от осознания человеком своей причастности к определенной социальной группе. Индивиду свойственно искать подтверждения своей групповой принадлеж­ности, что возможно только во взаимодействии с другими подоб­ными группами. Человеку свойственно сравнивать свою группу с другими и вести себя так, чтобы представить свою группу в бла­гоприятном свете.

Разновидностью социально-психологической идентичности является этносоциологическая идентичность. Это осознание лич­ностью своей принадлежности к определенному этносу. Она удовлетворяет, с одной стороны, потребность личности в само­бытности и независимости от других людей, с другой - потреб­ность в принадлежности к группе и защите.

В этнологии выделяют виды этниче­ской идентичности.

1) осознанной или бессоз­нательной (можно считать себя представителем одного народа, но при этом проявлять качества, которые характерны преимущест­венно для другого).

2) полной или частичной (можно осознавать себя частью одного народа, а мож- но - одновременно двух и более народов, семьей, профессиональ­ных коллективов и т.д.).

3) непосредственной и опосредованной. ( Опосредованная идентификация осуществляется включенностью в соответствую­щую этническую общность или группу: я идентифицируюсь с кон­кретным народом через включенность в его различные этнические коллективы и целостности. Такими целостностями могут быть любые субъекты - семья, социальные страты, субэтносы, этногра­фические группы и т.п.)

Осознание собственной этнической идентичности не является самопроизвольным и беспричинным актом, оно детерминирует­ся конкретными общественными потребностями.

В процессе формирования по­следней в зависимости от сочетания разных причин и условий мо­гут складываться семь ее основных типов, отличающихся своими стойкими чертами и признаками.

1. Нормальная идентичность, при которой образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории.

2. Этноцентрическая идентичность, означающая некритиче­ское предпочтение какой-либо этнической группы и самоиденти­фикацию индивида с ней. При такой идентичности присутствуют элементы этноизоляционизма, замкнутости. В некоторых этниче­ских группах элементы замкнутости детерминируются традици­онными нормами, религиозными правилами (например, брачная эндогамия), хотя и не сопровождаются изоляционизмом в целом.

3. Этнодоминирующая идентичность подразумевает такой тип идентичности, при котором этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, семейной, профессиональной и др.). Иными слова­ми, этническая принадлежность воспринимается как безусловно доминирующая ценность. Такая идентичность обычно сопровож­дается признанием «прав народа» выше «прав человека», пред­ставлениями о превосходстве своего народа, дискриминационны­ми установками в отношении других этнических групп, признани­ем правомерности «этнических чисток», стремлением не «смеши­ваться» с другими этносами.

4. Этнический фанатизм - тип идентичности, при котором аб­солютное доминирование этнических интересов и целей, часто понимаемых иррационально, сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия. Это крайняя форма агрес­сивной идентичности.

5. Этническая индифферентность возникает, когда люди прак­тически равнодушны к проблеме собственной этничности и меж­этнических отношений, к ценностям своего и других народов. Они независимы от норм и традиций собственной этнической группы, и на их жизненные поступки и поведение в любых сферах деятель­ности никак не влияют ни их собственная этническая принадлеж­ность, ни этническая идентичность других.

6. Этнонигилизм в форме космополитизма представляет собой отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. Обычно этот тип этнической идентичности возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, с призна­нием ее неравноценности по сравнению с другими. Следствием этого становится избегание демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрицание всякой этничности.

7. Амбивалентная этничность - явно невыраженная этническая идентичность, широко распространенная в смешанной этниче­ской среде.

В этнологии выделяются три типа оснований этнической идентичности:

1) порождающие меха­низмы,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: